«Компании будут за него бороться»: сколько теннисист Даниил Медведев заработает на рекламе
Еще год назад, на US Open 2018, Даниил Медведев не был даже сеяным игроком, занимая лишь 57-е место в рейтинге ATP. В 2019-м он приехал в Нью-Йорк в статусе одного из фаворитов (за август он сыграл в трех финалах подряд, выиграв крутой Masters в Цинциннати) и не разочаровал болельщиков. Решающий матч US Open против великого Рафаэля Надаля обернулся пятичасовым триллером. 23-летний Медведев мог проиграть в трех сетах («Если честно, я уже думал, что буду говорить в речи после матча, это ведь уже через 20 минут»), мог выиграть в пяти, но в итоге 33-летний Надаль все же заполучил свой 19-й титул Большого шлема. Медведеву тоже досталось много ценного,: плюс $1,9 млн призовых на счет, плюс 90 000 подписчиков в инстаграме и плюс одно место в рейтинге ATP (теперь он 4-й). А еще восхищение американской публики, которая так не любила его в начале турнира. Forbes рассказывает о теннисисте, заставившем один из главных федеральных каналов показать финал US Open в прямом эфире, и обещает ему маркетинговый успех.
Как Медведев стал теннисистом
Теннисная история Даниила Медведева началась практически случайно: в московском бассейне «Чайка», где мальчик занимался плаванием, набирали теннисную группу. Так в плотном расписании Даниила появилась новая секция. Однако еще несколько лет ни он, ни его родители не воспринимали теннис как будущую профессию Даниила. Мальчик учился в физико-математической школе и тренировался только по вечерам.
Постепенно теннис вытеснил остальные занятия, даже любимые компьютерные игры. Даниил начал ездить на турниры и мечтал быть похожим на Марата Сафина, единственного российского победителя мужского US Open (в 2000 году). «Я смотрел его матчи и думал, что хочу быть как Марат, хочу ломать ракетки — это же круто. Но я на самом деле вырос на его теннисе. То, что он сделал для российского тенниса, удивительно». А еще он терпеть не мог Роджера Федерера. «Когда мне было десять, я ненавидел Федерера. С первых же раундов я болел за других теннисистов, потому что хотел, чтобы победил кто-то другой», — вспоминает спортсмен.
После школы Даниил поступил в МГИМО, но спустя год стало ясно, что совмещать учебу и профессиональный теннис не получится. В 2014-м семья окончательно решила сделать ставку на спортивную карьеру Даниила и перебралась во Францию, где уже жила старшая дочь Медведевых, чтобы он мог тренироваться в академии Жан-Рене Лиснара Elite Tennis Center в Каннах. «Моя мама всегда хотела, чтобы я продолжал учиться. Но, возможно, если бы не тот год в МГИМО, я бы быстрее в теннисе пошел вверх», — размышлял Медведев в одном из интервью. Его тренером стал француз Жиль Сервара — с ним Даниил спустя два года вошел в топ-100 рейтинга АТР и работает до сих пор.
Пока Медведев не начал обыгрывать теннисистов первой сотни и зарабатывать больше $150 000 в год (призовые Даниила за сезон-2016), развитие его карьеры оплачивал отец-бизнесмен. В Москве он занимался строительными материалами, но с переездом во Францию сосредоточился на делах сына. Так, в 2016-м Даниил боролся за грант ($50 000) от производителя ракеток Tecnifibre, а его отец через соцсети обращался ко многим известным людям с призывом поддержать российского игрока в голосовании в твиттере.
Конечно, суммы затрат в начале карьеры не сравнятся с тем, сколько Медведев тратит сейчас. «В России мы сами платим за свою команду… если у тебя в месяц ушло на перелеты, отели и еду €30 000 (включая команду. — Forbes) — это хорошо, хотя это большие деньги».
Как Медведев стал топ-игроком
В резюме Медведева нет ярких юниорских успехов, а вот за два последних года он выиграл 5 турниров АТР. Формула его успеха — стабильность и умение использовать слабые стороны соперника. Тренер Даниила Жиль Сервара отмечает креативность ученика: «Тренировать его — словно управлять художником. Не всегда понимаешь, что он делает и зачем, но просто доверяешь ему».
Главное оружие Медведева на корте — его необычный бэкхенд. «Он играет прямо и низко, это лишает тебя угла. Это сильно раздражает. Проигрываешь и даже не понимаешь, как это произошло», — комментирует стиль Даниила игрок топ-10 Стефанос Циципас.
Кроме того, у высоченного Медведева (рост —198 см) классная мощная подача — и он часто рискует использовать ее и на втором мяче. На счету Даниила в этом сезоне 568 эйсов — по этому показателю впереди только австралиец Ник Кириос, главный скандалист АТР-тура.
Кстати, по части эмоциональности Медведев тоже может посоперничать с Ником. Только на US Open 2019 Даниил получил штрафов на $19 000. Он срывался на болбоя за не вовремя поданное полотенце, кидал ракетку в сторону главного судьи и показывал средний палец освистывающим его зрителям. И такое происходит с Даниилом не впервые: на Уимблдоне в 2017-м он кидал монеты в сторону необъективного, по его мнению, арбитра, а в 2018-м в агрессивных выражениях учил хорошим манерам Циципаса, назвавшего Медведева «гребаным русским».
Провокационное поведение, как и классный теннис, добавляет Медведеву поклонников. И среди болельщиков, и среди игроков. Например, лидера женского тенниса Наоми Осаку очень позабавили послематчевые обращения Медведева к зрителям на US Open: «Вы болели против меня и дали столько сил, чтобы победить. Спасибо, вы лучшие! Я заплачу за билеты каждого, только приходите на каждый мой матч».
Сколько Медведев зарабатывает на рекламе
Начало карьеры сложилось у Медведева не совсем типично для звездных теннисных историй — он слишком поздно решил, что станет профессионалом, поэтому и спонсоров заинтересовал не сразу. Компании-экипировщики обычно высматривают перспективных игроков среди детей: так, Федереру Nike предложил контракт в 13 лет, Шараповой — в 11.
Однако благодаря успехам последних лет Медведев обратил на себя внимание брендов. Так, весной 2019-го Даниил подписал новое экипировочное соглашение, сменив спортивную одежду Lotto на Lacoste. И это притом что в 2017-м французская компания сократила свое маркетинговое представительство в теннисе — так дорого стоил бренду Новак Джокович ($9,4 млн в год). Но Джоковичу 32, и Lacoste нуждался в большом герое помоложе. Бодрое продвижение Медведева в топ рейтинга АТР убедило французов, что кандидатура Даниила — верный выбор. Помогло и то, что с октября 2017-го давний партнер Медведева — компания Tecnifibre — вошла в холдинг Lacoste.
Накануне US Open 2019 о партнерстве с Медведевым объявила швейцарская часовая компания Bovet. Обувает Медведева Nike.
Конечно, главная причина всплеска маркетинговой активности — стабильные успехи Медведева (50 побед в 67 матчах в 2019-м), но не стоит забывать и про работу его агента Лоика Мартина из влиятельной маркетинговой компании Endeavor (раньше называлась WME-IMG). И в следующем году спонсоров у Даниила наверняка прибавится. «Компании будут за него бороться, — считает Сергей Бархударьян, глава российского подразделения рекламного холдинга Publicis Sport & Entertainment Russia. — Даже экипировщик может поменяться, несмотря на недавно заключенный контракт. В этом году Медведев совершил большой прорыв, так что Lacoste наверняка придется пересматривать условия, чтобы перебить предложения конкурентов. У Даниила отличные спортивные перспективы. Кроме того он очень яркая личность. Говорит, что думает. Это привлекает молодое поколение. Возможно, такие эпизоды, как на US Open, когда Даниил показал грубый жест зрителям, а на рукаве у него были логотипы спонсоров, могут насторожить чопорные бренды типа Moët & Chandon. Зато велик шанс, что благодаря Медведеву в теннисе появятся новые товарные категории. Думаю, уже в следующем году маркетинговый доход Даниила может составить $10-20 млн в год».