Проектирование нового пассажирского сверхзвукового самолета должно начаться в 2022-2026 годах, сейчас ведутся исследовательские разработки его характеристик, рассказал в интервью «Ведомостям» министр промышленности и торговли Денис Мантуров. По его словам, стоимость работ только в 2017-2019 годах составляет около 1,4 млрд рублей. Разработки будет вести Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). Ей придется создать новый двигатель — сейчас в мире нет подходящих силовых установок, отметил министр.
Скорее всего, самолет будет рассчитан на 16-19 мест, его скорость должна составлять 2000-3000 км/ч, описал Мантуров. «Делать на 1500 км/ч просто смысла нет: коммерческие лайнеры летают сегодня со скоростью почти 900 км/ч, кто же будет покупать сверхзвуковой самолет вдвое дороже, если разница в скорости будет незначительной?» — добавил министр. Он продолжил: «Сейчас просто нет таких технологий, которые позволили бы обеспечить сверхзвук по цене дозвукового самолета».
Путина не поддержали
Президент Владимир Путин ранее предлагал создать пассажирский сверхзвуковой самолет на базе бомбардировщика Ту-160. В частности, он говорил об этом на встрече с рабочими Казанского авиационного завода в январе 2018 года. Тогда он напомнил, что и сам летал на Ту-160, и предложил «подумать над гражданской версией подобных самолетов». «При такой огромной территории, как у нас, из Москвы до Нью-Йорка ненамного дольше лететь, чем до Владивостока. Поэтому, уверен, что это будет востребовано», — сказал тогда президент. По его словам, разработка такого самолета «абсолютно реальна к завершению». В феврале 2019 года во время очередной поездки в Татарстан Путин снова заявил о необходимости создания сверхзвукового пассажирского самолета, напомнив об успешном опыте создания Ту-160.
Собеседник «Ведомостей» в ОАК в 2018 году говорил, что гражданская версия Ту-160 невозможна, потому что нельзя придумать ни одной сферы его применения. Теперь о том же говорит Мантуров: «На базе этой платформы проект невозможен. У нас же нет задачи поместить человека в капсулу и перевезти его между двумя точками в пространстве, преодолев сверхзвуковой барьер. У нас задача создать экономически оправданную модель самолета, отвечающую требованиям комфорта».
Мантуров отметил, что если переделать Ту-160 в гражданский лайнер, то получится советский Ту-144 (первый в мире сверхзвуковой лайнер, который был снят с полетов и производства из-за неэффективности). «И наконец, Ту-160 — огромная машина, с учетом стоящих задач такая не нужна», — добавил министр.
Ту-160 не рассчитан на долгий полет в сверхзвуковом режиме и потому не подходит для гражданского лайнера в принципе, заявил «Ведомостям» близкий к ОАК собеседник. Представитель корпорации заявил газете, что создается концепция гражданского сверхзвукового лайнера, в том числе для деловой авиации. Возможность использования платформы Ту-160 он не стал комментировать.
Президент Boeing в России Сергей Кравченко говорил газете, что сверхзвуковой бизнес-джет может появиться в будущем, корпорация ведет работы в этом направлении. Airbus не занимается разработками в сверхзвуковой сфере, заявил изданию представитель компании. Стоимость создания нового сверхзвукового самолета с новым двигателем и сверхсовременными материалами может обойтись в $10-12 млрд, оценил гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. По его словам, цена одного такого самолета может составить около $250 млн.