NYT узнала о неполном тестировании систем Boeing 737 MAX при сертификации самолета
Федеральное авиационное управление (FAA), отвечающее за сертификацию эксплуатируемых в США самолетов, не имело полной информации о системах самолета Boeing 737 MAX. Об этом говорят источники The New York Times из числа бывших и нынешних сотрудников FAA и Boeing.
В частности, эксперты FAA не до конца понимали, как работает автоматизированная система MCAS. Эта технология появилась у четвертого поколения лайнеров Boeing 737 — Boeing 737 Max. Ее задача — предотвратить сваливание самолета при полете на низкой скорости с опущенным носом. Эксперты полагают, что именно из-за нее самолеты авиакомпаний Lion Air и Ethiopian Airlines ушли в пикирование, что привело к гибели всех находившихся на борту, отмечает издание.
Источники NYT утверждают, что специалисты FAA не провели независимые тесты разработанной Boeing системы на стадии сертификации и не собрали данные о ее работе. Более того, из-за кадровой текучки в управлении на ранних этапах за разработку MCAS отвечали «относительно неопытные» сотрудники, сообщили собеседники газеты.
Черная полоса Boeing: как скажутся на компании две катастрофы 737 Maх
Позднее ответственность за одобрение системы и вовсе лежала на Boeing. Компания провела собственные оценки системы, которые не были подвергнуты стресс-тестированию регулятором, и не стала делиться данными тестов с FAA, пишет NYT. Это привело к тому, что контролирующие процесс эксперты FAA не знали о проблемах системы, и сертификацию агентства прошла версия MCAS, которая зависела от показаний одного датчика и могла более радикально менять положение носа самолета, отмечают источники.
Представители FAA отметили, что процессы сертификации агентства хорошо отработаны. «Процессы сертификации Федерального агентства по авиабезопасности хорошо отработаны и последовательно помогают разрабатывать безопасные конструкции самолетов», — сказано в приведенном NYT заявлении регулятора.
В свою очередь, представители Boeing заявили изданию, что «строгие и нормативные требования регулятора привели к постоянно растущему уровню безопасности в течение десятилетий». По их словам, новая модель «соответствовала строгим стандартам и требованиям агентства, поскольку была сертифицирована в рамках процессов FAA».
NYT отмечает, что сейчас федеральные прокуроры выясняют, насколько существующий процесс сертификации новых самолетов достаточен для того, чтобы обеспечить их безопасность.
Осенью 2018 года в Индонезии в результате крушения Boeing 737 MAX погибли 189 человек. Спустя пять месяцев еще один самолет этой модели разбился в Эфиопии. Вторая катастрофа унесла 157 жизней. В обоих случаях руководство Boeing признало, что на борту самолетов перед тем, как они разбились, произошел сбой в работе системы MCAS: датчик угла атаки ошибочно показал, что нос самолета опасно задран вверх, в результате система предотвращения сваливания самостоятельно направила его вниз.