Журналисты узнали, как получить британскую «золотую визу» человеку «со связями с приближенными Путина»
Российские и китайские миллионеры могут получить британские паспорта, скрыв часть информации о себе от властей Великобритании, пишет газета The Sunday Times. Корреспонденты газеты и программы Dispatches «Четвертого канала» Великобритании в ходе трехмесячного журналистского расследования обратились в шесть компаний, оказывающих консультационные услуги при получении инвестиционных виз.
Легенда корреспондента, действовавшего под прикрытием, была следующей: он — чиновники из Гонконга, который должен поспособствовать получению «золотой визы» для своих родственников в России и Китае. Он рассказывал консультантам, что его дядя выводил деньги в офшоры для людей из «ближнего круга Владимира Путина». Другие родственники, согласно легенде, руководили технологическими компаниями, которые поставляли компоненты для оружия, используемого армией КНР. Юристы, с которыми он беседовал, заявляли, что могут решить проблему. Никто из консультантов, к которым обращался корреспондент, не выразил беспокойства в связи с его просьбой помочь скрыть компрометирующие детали биографии его родственников от миграционных властей.
Советников, рассказывавших, как получить «золотую визу» даже с небезупречным бэкграундом, снимали на скрытую камеру для фильма The Sunday Times и программы Dispatches. Фильм выйдет на телеэкраны в понедельник, 22 июля.
Один из консультантов, с которым общался корреспондент, — Алекс Вейд из компании Knightsbridge Wealth, заявил, что ключевой момент получения визы — это письмо от его компании, подотчетной британскому Управлению по финансовому регулированию и надзору (FCA). В письме должны быть описаны источники состояния дяди. Кроме того, говорил Вейд, потребуется подтверждение того, что дядя открыл банковский счет в Великобритании — с этим должен был помочь «хороший парень» из небольшой финансовой компании, которого Вейд был готов порекомендовать. Еще один консультант, Таня Лэйдлоу, глава иммиграционного департамента юридической фирмы Quastels, отметила, что в том, чтобы дядя помогал приближенным Путина выводить деньги в офшоры, нет никакой проблемы — «если это не освещалось публично, думаю, что все будет в порядке».
Советники, имена которых издание не называет, рассказали корреспонденту, что помогли получить «золотую визу» члену семьи Муаммара Каддафи, сыну коррумпированного министра тайского правительства, обвиненному во взятках египтянину, а также гражданину Эритреи, который, возможно, участвовал в сделках с военными Анголы. Кроме того, они помогали миллионерам из Ирана и Ирака, чей бизнес попал под западные санкции. Один из собеседников заявил, что обойти антикоррупционные проверки было «проще простого». Работники миграционной службы плохо обучены и в своей работе полагаются только на поисковик Google, добавил он.
Перед выходом статьи в The Sunday Times все консалтинговые компании, в которые обращался законспирированный корреспондент, сообщили изданию, что речь шла только о первых встречах и компании были готовы провести все необходимые процедуры due dilligence.
Грязные деньги
Великобритания выдает «золотые визы» бизнесменам при условии вложения в британскую экономику средств в объеме не менее £2 млн. С 2008 года такой документ получили 11 000 человек. Они имеют право жить на территории Великобритании и подавать документы на получение полного гражданства. Зачастую, получив вид на жительство, бизнесмены выводят деньги обратно в офшоры, отмечает The Sunday Times.
В субботу депутат Палаты общин Маргарет Ходж призвала отказаться от такого подхода к выдаче виз. «Мы с распростертыми объятиями пускаем в страну грязные деньги. Мы никогда не будем строить на них британскую экономику», — приводит ее слова The Sunday Times.
Лондон уже пробовал решить проблему «грязных денег». С 2018 года согласно закону о «криминальных финансах» (Criminal Finances Act) власти могут применять к владельцам крупных состояний не из стран ЕС и живущим в Великобритании «запросы о богатстве неясного происхождения» (Unexplained Wealth Orders (UWO). Этот механизм позволяет властям требовать от владельцев состояний объяснить происхождение их активов стоимостью выше £50 000. В случае, если владельцы не смогут убедить власти в законном происхождении активов, эти активы могут быть арестованы.
При этом британские власти пока прибегали к механизму UWO только три раза. В среду такой ордер был применен к неназванному бизнесмену, занимающемуся недвижимостью, — его заподозрили в получении финансирования от торговцев наркотиками и оружием, писала Financial Times. В прошлом году механизм был применен в отношении Замиры Гаджиевой, жены азербайджанского банкира Джахангира Гаджиева, приговоренного к 15 годам заключения судом Баку за хищения и в связи с другими обвинениями. В мае ордер был применен к владельцу лондонской недвижимости на сумму £80 млн (около $100 млн), личность которого не была раскрыта.
После публикации заметки к Forbes обратилась компания Quastels. Мы публикуем ее комментарий полностью:
Мы привержены высоким профессиональным стандартам и очень серьезно подходим к соблюдению всех обязательств, которые на нас накладывают наш статус и требования регулятора. Компания не связана ни с одной из организаций или лиц, упомянутых в документальном фильме The Sunday Times и газетной заметке.
Видео The Sunday Times представляет собой искаженную версию того, что происходило на самом деле – первая, ознакомительная встреча с клиентом, в ходе которой Таня Лэйдлоу дала понять, что в отношении клиента будут проведены все процедуры, которые компания должна провести в соответствии с регуляторными требованиями.
Если бы это сугубо гипотетическое обсуждение с клиентом зашло бы дальше, компания обнаружила бы какие-либо потенциальные проблемы и предприняла бы в связи с этим необходимые действия.