К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Вывод средств, политика, рейдерство: что стоит за делом против основателя «Рольфа» Сергея Петрова

Фото Романа Шеломенцева для Forbes
Фото Романа Шеломенцева для Forbes
В четверг стало известно о новом уголовном деле против крупного российского предпринимателя. В этот раз Следственный комитет обвинил основателя «Рольфа» Сергея Петрова и его менеджеров в незаконном выводе средств за рубеж. Сам бизнесмен связал преследование с оппозиционной деятельностью и не исключил рейдерского захвата компании

Рано утром в четверг к серому четырехэтажному зданию центрального офиса «Рольфа» на севере Москвы подъехали несколько темных минивэнов без какой-либо символики на бортах. Из них вышла группа мужчин, на некоторых были маски. К 12 часам, когда у офиса «Рольфа» стали собираться журналисты, в здание еще пускали. Позднее двери закрыли. «Выпускать из здания будут в 9-10 вечера», — уверял бродивший между журналистами мужчина, представлявшийся бывшим сотрудником ФСБ и предлагавший всем выслушать его историю.

Как сообщила пресс-служба Следственного комитета, в компанию нагрянули сотрудники СК и ФСБ. Следователи пришли также в санкт-петербургский офис и несколько дилерских центров. Уголовное дело возбуждено по части 3 статьи 193.1 УК России (перевод средств на счета нерезидентов с использованием подложных документов, до 10 лет лишения свободы).

Дело без пострадавших

Находящийся в Вене основатель компании Сергей Петров рассказал Forbes по телефону, что обыски не стали для него неожиданностью: «Пытаются что-то найти и придавить, оправдательных документов не просят. Все изымают и блокируют работу компании». Петров считает, что «возможно, это связано с [его] политической позицией, возможно, с рейдерским захватом». Позднее предприниматель рассказал РБК и «Ведомостям», что неоднократно получал предложения продать компанию «за полцены». Последнее предложение поступило несколько дней назад. Петров не уточнил, кто эти предложения делает, но сказал, что такие предложения он «прерывал».

 

По данным бизнесмена, дело возбуждено не только против него, но и экс-гендиректора «Рольфа» Татьяны Луковецкой (как и Петров, находится за границей), директора департамента анализа и развития бизнеса «Рольф» Анатолия Кайро. Обыски прошли как минимум у шести сотрудников «Рольфа», уточнил Петров в беседе с The Bell: «Пришли к людям домой, подняли детей. Совершенно избыточные действия, при том что речь идет о деле 2014 года, когда у компании был абсолютно другой менеджмент». В 2014 году, пересказывает фабулу следствия Петров, «Рольф» переплатил за один из активов: компания оценила его в 4 млрд рублей, а, по оценке следствия, тот стоил «несколько сотен миллионов».

СК в своем пресс-релизе подробнее описал суть претензий. По данным ведомства, дело возбуждено в отношении Петрова и «руководителей компании», и речь действительно идет о событиях 2014 года. По заведомо подложному договору купли-продажи «Рольф» якобы приобрел за 4 млрд рублей у кипрской «Панабел Лимитед» акции компании «Рольф Эстейт» (все компании, по мнению СК, принадлежали Петрову). Затем через подконтрольный Петрову московский банк были переведены 4 млрд рублей со счета «Рольфа» на счет «Панабел Лимитед» в австрийском банке, а позже через подконтрольные Петрову иностранные организации деньги поступили ему самому, описали фабулу следователи. Кто пострадал от оспариваемой сделки, СК не уточнил.

 

В интервью «Ведомостям» Петров заявил, что отрицает претензии СК.

Вопросы к делу

Финансист Андрей Мовчан не видит бизнес-логики в описанной СК схеме. По его словам, «идея выводить деньги из России таким причудливым способом кажется недостойной уровня финансового менеджмента компании «Рольф». «Если вы владелец холдинга, и вам нужны средства за рубежом, а у вас они есть в России, то вы можете их просто выдать в займ иностранной компании или самому себе», — пишет Мовчан.

СК утверждает, что «Рольф» якобы переплатил при покупке акций «Рольф Эстейт». Однако баланс этой компании, доступный в базе СПАРК, свидетельствует о том, что ее чистые активы (активы за вычетом обязательств) по итогам 2013 года составляли 4,2 млрд рублей и по итогам 2014 года эта цифра не изменилась. То есть сделка была заключена по балансовой стоимости компании. Российская отчетность, конечно, не всегда отражает реальную стоимость активов. «Активы в российской отчетности могут быть записаны по цене приобретения, даже если подешевеют за время владения», — говорит основатель рейтингового агентства НКР Кирилл Лукашук. Но источник Forbes в компании настаивает, что все сделки с имуществом проходили по внешней независимой оценке. Он не уточнил, какая компания проводила независимую оценку. Сергей Петров рассказал в интервью РБК, что в апреле по его уголовному делу изъятия документов проводились в PwC. Сама компания уточнила, что проводила аудит финансовой отчетности компании «Рольф» и ее «дочек», но не оказывала услуг по независимой оценке.

 

Антисоветский предприниматель

Сергей Петров окончил в 1975 году Оренбургское высшее военное авиационное училище летчиков, служил в Советской армии, а в 1982 году был в звании майора уволен за участие в неофициальной демократической организации и арестован за антисоветскую агитацию.

В начале 1990-х он основал «Рольф». В 1992 году компания начала торговать японскими автомобилями, в 1994-м открыла первый салон, в 1998-м стала эксклюзивным дистрибутором Mitsubishi в европейской части России, а в 2003-м — во всей стране. Компания Петрова успешно пережила кризис 1998 года: «Рольф» начал продавать автомобили в лизинг, через trade in и давать трехлетнюю гарантию. В результате в 1999 году автодилер стал крупнейшим импортером автомобилей в России. «Рольф» и сейчас является крупнейшим автодилером в России и принадлежит семье Петровых. Основатель компании не участвует напрямую в управлении, передав бизнес сыну Александру. В 2018 году выручка «Рольфа» составила 229,7 млрд рублей (+27,5% при росте рынка в 13%). В 2019 году бизнес «Рольфа» продолжил расти уже на падающем рынке.

Сам Петров в 2007 и 2011 годах избирался депутатом Государственной думы V и VI созывов от партии «Справедливая Россия». Был членом комитета по бюджету и налогам. Будучи депутатом, предприниматель был одним из семи, кто проголосовал против запрета на усыновление детей иностранцами — так называемого «закона Димы Яковлева», был против «пакета Яровой» и не голосовал за присоединение Крыма.

В интервью «Ведомостям» он рассказывал: «Когда нас, группу единомышленников, арестовали за антисоветскую деятельность,.. я для себя прикидывал, что до этого события остается еще лет 50. Исходил из того, что испортил жизнь себе, детям и еще внукам. К счастью, ошибся». О ситуации в Госдуме Петров говорил, что «любая структура от безответственности начинает деградировать» и что «в этой ситуации никто не стыдится своего непрофессионализма».

В 2015 году Петров решил больше не баллотироваться в депутаты Думы, поскольку того, «зачем приходил — поднять политическую конкуренцию, гарантировать хотя бы независимый суд, обеспечить строительство институтов, — добиться не смог».

 

Сразу несколько изданий, которые СМИ называли участниками «фабрики троллей», накануне обысков написали о том, что основатель «Рольфа» Сергей Петров «спонсировал» деятельность оппозиционера Алексея Навального. Об этом же в 2013 году писал блогер Виктор Леванов. Но и сам предприниматель, и оппозиционер эту информацию тогда опровергали: как разъяснял Навальный «Ведомостям», Петров помогал ему не финансово, а организационно – отправлял запросы по мотивам расследований Фонда борьбы с коррупцией.

Последствия для бизнеса «Рольфа»

Источник Forbes в «Рольфе» говорит, что «со стороны то, что происходит в компании, выглядит намного страшнее, чем на самом деле». «Они пришли, задали вопросы, а мы готовим ответы», — отметил он. Сделку по покупке «Рольф Эстейт» собеседник объяснил тем, что все структуры «заводились тогда под ООО «Рольф», чтобы сделать всю компанию прозрачнее как для инвесторов, так и для государства».

Подводя итоги дня, он добавил, что «пришлось весь день успокаивать банки» и объяснять, что в целом все в порядке. «На бизнес эти проверки не повлияли, — уверяет источник. — Счета не заблокированы, оборудование не изымают, инфраструктура не пострадала, колл-центр работает, машины покупаются и выдаются».

Председатель совета директоров международной юридической фирмы «Консулъ» Марина Мисюкевич допускает, что главные проблемы еще впереди: «Возбуждение уголовного дела дает возможность следователям проводить следственные действия, в том числе обыски, изъятия документов и так далее».

 

При участии Натальи Пешковой

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+