К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Война в небесной канцелярии. Как создатели прогнозов погоды борются за рынок объемом $6 млрд

Фото Ryan McGinnis / Getty Images
Фото Ryan McGinnis / Getty Images
На метеорологическом рынке США десятилетиями не менялись лидеры. Однако сейчас позиции доминирующих компаний готовы пошатнуть дерзкие новички. Кто выиграет в битве за рынок объемом $6 млрд?

В День матери в Нью-Йорке стоит плохая погода: дождь льет без перерыва, а температура опустилась до +7ºC. «Отвратительно», — делится своим профессиональным мнением о погоде Джоэл Майерс, генеральный директор американской метеослужбы AccuWeather. На углу 50-й улицы и 3-й авеню он посылает сообщение в штаб-квартиру компании, расположенную в городке Стейт Колледж, штат Пенсильвания. Майерс предложил использовать именно это слово в прогнозе погоды на день в Нью-Йорке. «Я всегда ищу способы оптимизировать информацию, которой мы делимся с людьми, сделать ее более качественной и точной», — добавляет он.

Майерс поддерживает отличную форму и регулярно закрашивает седину. В свои 79 лет он руководит старейшей американской независимой частной компанией, которая делает прогнозы погоды. Он основал ее в 1962 году, когда учился метеорологии в Университете штата Пенсильвания.

Первым клиентом Майерса стала местная газовая компания, которая заплатила ему $150 за составление прогноза погоды на три зимних месяца, чтобы предугадать спрос на отопление жилых помещений зимой. Сегодня, по самым скромным оценкам, годовая выручка метеослужбы AccuWeather превышает $100 млн. В число клиентов метеослужбы входят сотни теле- и радиостанций по всей стране, а также крупные печатные издания, например, New York Times, Wall Street Journal и USA Today. Среди клиентов AccuWeather из бизнеса — железнодорожные компании, парки развлечений и сеть кофеен Starbucks.

 

Бизнес AccuWeather оценивается примерно в $900 млн. Джоэлу Майерсу принадлежит больше половины компании. Остальные акции распределены между высшим топ-менеджментом и сотрудниками.

Новички идут на рынок

Десятилетиями составление прогнозов погоды было отраслью с небольшим числом игроков — лидирующие позиции занимали метеослужбы AccuWeather, The Weather Company (приобретена IBM за $2,3 млрд в 2016 году) и DTN.

 

Но в эпоху макротрендов в этой нише появилось много новых амбициозных стартапов. Обусловлено это низкой стоимостью вычислительных мощностей, наличием облачных технологий, прогрессом в области технологий искусственного интеллекта и доступностью недорогих датчиков. Новые стартапы уже привлекли многомиллионное финансирование от инвесторов — те считают, что инновационные творческие бизнес-модели помогут новичкам одержать победу над нынешними лидерами рынка.

Борьба пойдет за крупный рынок, который к тому же динамично развивается. В 2013 году совокупная выручка всех метеорологических компаний Америки составила около $3 млрд, а сам рынок в то время оценивался в $6 млрд. Национальная метеорологическая служба США в 2017 году предсказала, что со временем объем этого рынка может увеличиться в пять раз.

Кому нужен прогноз погоды

Прогнозы погоды могут пригодиться в совершенно разных ситуациях. Вспомнить хотя бы о гонках NASCAR, которые приходится останавливать, если начинается дождь. Недавно на этапе на скоростной трассе в Мичигане выступающий за Chevrolet гонщик Остин Диллон пропустил пит-стоп и в итоге занял первое место, потому что проливной дождь прервал гонку. Его секретным оружием стал созданный по индивидуальному заказу прогноз погоды от IBM, благодаря которому он знал о высокой вероятности выпадения осадков. «Мы получаем обновленный прогноз погоды каждые 400 метров», — заявил Патрик Сьюи, менеджер команды Chevrolet на гонках NASCAR. Команда платит более $100 000 в год за подписку на прогноз погоды.

 

Во всех частных метеослужбах составление прогноза погоды начинается с обработки информации, предоставленной Национальной метеорологической службой США и находящейся в открытом доступе. Затем большинство компаний добавляют свои собственные данные, собранные с помощью недорогих датчиков, установленных на всевозможных объектах, начиная с беспилотных парусников и заканчивая ветряными турбинами. Позже эти данные заносят в персонализированные алгоритмы и используют при компьютерном моделировании погодных условий, в основе которого лежат технологии искусственного интеллекта и машинного обучения. «Сейчас стало гораздо проще собирать огромные объемы данных и создавать компьютерные модели на их основе. Кроме того, теперь можно быстро распространять полученные результаты. Мы можем больше экспериментировать», — отметил Эрик Флер, 49-летний основатель и гендиректор компании ForecastWatch из Дублина, штат Огайо. Его компанию сравнивают с крупнейшими консалтинговыми компаниями мира и называют своего рода «J.D. Power в области метеорологии».

Капитан песчаной яхты

Самым новаторским из новичков метеорологического рынка можно назвать стартап Saildrone из Аламиды, штат Калифорния. В 2012 году его создал 42-летний инженер-механик и моряк Ричард Дженкинс. Он родился в семье австралийцев, переехавших в британский город Саутгемптон.

До того как Ричард Дженкинс получил инженерное образование в Имперском колледже Лондона, он провел год в составе экипажа яхты, принадлежащей итальянскому магнату Джанни Аньелли. Уже в студенческие годы Дженкинс начал работать над созданием так называемой песчаной яхты с кабиной из углеродного волокна, тремя колесами от гоночного автомобиля и 12-метровым парусом. В марте 2009 года на своей песчаной яхте он пересек высохшее озеро в пустыне Мохаве, набрав скорость 203 км/ч и установив мировой рекорд по скорости передвижения под парусом.

Благодаря такому опыту у Дженкинса появилась идея создать целую армаду беспилотных парусников, похожих на его песчаную яхту. Он запустил исследовательский проект Saildrone и начал работать над созданием флота из беспилотных судов длиной 7 метров и высотой 4 метра. Каждый из его беспилотных парусников оснащен не более чем 20 метеорологическими и океанографическими датчиками. По словам инженера, сначала его идея заключалась в сборе данных о закислении, температуре и солености океана. Он хотел использовать эти данные для «всеобщего блага».  Среди первых клиентов стартапера было, например, НАСА.

К 2017 году Дженкинс понял, что беспилотники Saildrone собирают уникальные данные, которые могут быть использованы для точнейших прогнозов погоды. Дело в том, что большинство атмосферных явлений формируется над океанами, где наблюдается нехватка метеорологических станций. Несмотря на то что флот стартапа Saildrone состоит всего из 25 беспилотных парусников, компания Дженкинса уже составляет прогнозы погоды для спортивных команд, страховых компаний и хедж-фондов.

 

Стартап Saildrone привлек $90 млн более чем от полутора десятков венчурных инвесторов, в том числе и от фонда бывшего гендиректора Google Эрика Шмидта. По оценкам аналитической компании PitchBook Data, стоимость стартапа составляет $260 млн.

Пока в Saildronе работает около ста человек, но компания планирует расширить штат. В январе компания запустила бесплатное приложение с прогнозом погоды. С 25 июня 2019 года любой желающий сможет оформить платную подписку на его премиум-версию.

Благодаря своей обширной базе данных Saildrone начал составлять серьезную конкуренцию метеослужбам вроде AccuWeather. «У нас есть уникальный источник данных, которого у них нет», — отметил Ричард Дженкинс.

Прогноз погоды на 50 лет вперед

Два года назад в калифорнийском Сан-Матео была создана компания Jupiter Intelligence, которая объединяет метеорологические данные с информацией об окружающей среде и местности для «оценки климатических рисков». Не так давно Jupiter Intelligence открыла дополнительные офисы в Нью-Йорке и Боулдере, штат Колорадо. Калифорнийский стартап предоставляет два основных вида услуг: составление краткосрочных прогнозов погоды на временной интервал от одного часа до пяти дней и долгосрочных прогнозов погоды на 50 лет вперед.

 

Руководство Jupiter Intelligence надеется, что клиентами компании станут крупные города, занимающиеся подготовкой планов действий на случай урагана, наводнения или пожара, например Хьюстон или Лос-Анджелес. Но в краткосрочной перспективе основными клиентами Jupiter Intelligence, скорее всего, будут предприниматели, бизнес которых может серьезно пострадать из-за суровых погодных условий. Так, руководство любой компании, склад которой расположен в низменности, наверняка хотело бы знать, сколько квадратных метров земли компания может потерять в случае резкого повышения уровня воды и когда именно такое может произойти.

Страховые компании тоже заинтересованы в такой информации. Крупная австралийская страховая группа QBE и ориентированная на страхование инвестиционная компания Nephila уже стали клиентами Jupiter Intelligence. Они также инвестировали в компанию $33 млн.

«IBM и AccuWeather составляют прогнозы погоды. Мы же предсказываем, как именно погода может повлиять на те или иные объекты», — заявил 57-летний основатель и CEO Jupiter Intelligence Рич Соркин. Цена запуска пилотного проекта для нового клиента Jupiter Intelligence варьируется в диапазоне от $200 000 до $500 000. По словам Соркина, на сегодняшний день выручка компании составляет несколько миллионов долларов. Однако он считает, что доходы компании за 2019 год будут в десять раз выше.

Рич Соркин закончил Йельский университет, а затем получил степень MBA уже в Стэнфордском университете. Он начал свою карьеру в качестве простого консультанта по вопросам управления, но уже вскоре руководил первым детищем Илона Маска, компанией Zip2, которая создавала онлайн-путеводители.

 

В 2008 году Соркин предпринял первую попытку запустить свою собственную коммерческую метеослужбу. Его идея заключалась в том, чтобы использовать общедоступные метеорологические модели, оптимизировать их с помощью вычислительных мощностей и продавать прогнозы погоды на месяц поставщикам электроэнергии. Однако его прогнозы были ничуть не лучше, чем у его конкурентов. Его первая компания Zeus Analytics привлекла инвестиции всего на $1 млн, а в 2011 году и вовсе обанкротилась.

Компания Jupiter Intelligence кажется более перспективной. В штат из 50 сотрудников входят молодые ученые из Национального центра атмосферных исследований США и Национального управления океанических и атмосферных исследований. По словам Соркина,  с помощью технологий искусственного интеллекта и подробных данных о местности можно очень точно спрогнозировать риски. Клиенты готовы платить за это.

Погода вещей

Еще один конкурент с огромными амбициями — это основанная в 2015 году компания ClimaCell. В число создателей стартапа входит 32-летний Шимон Элкабетц, бывший пилот израильских ВВС и выпускник программы MBA Гарвардского университета. Когда он служил в армии Израиля, он чуть не потерял управление своим самолетом из-за неточного прогноза погоды. Когда Элкабетц чудом избежал плотной полосы облаков, он подумал про себя: «Кто-то должен создать новый способ составления прогнозов погоды».

Вместе с двумя партнерами Элкабетц разработал программное обеспечение, которое может ежеминутно предсказывать погоду в определенной местности. По его словам, прогнозы погоды от ClimaCell на 60% точнее, чем прогнозы конкурентов. Преимущество ClimaCell заключается в том, что в дополнение к данным государственных метеослужб, которые используют все частные компании в этом секторе, его стартап получает информацию о погоде из новых источников — например, с мобильных телефонов и уличных камер. «Мы называем это погодой вещей. Мы можем превратить любой предмет в датчик метеоусловий», — добавил Шимон Элкабетц. Компания привлекла $77 млн от венчурных инвесторов. Стоимость ClimaCell оценивается в $217 млн.

 

Элкабетц поставил перед собой амбициозную цель и планирует переманить клиентов метеослужбы AccuWeather из разных отраслей. «Наша компания будет больше, чем AccuWeather. Мы хотим стать крупнейшей в мире метеорологической компанией», — добавил Элкабетц.

Уже сейчас ClimaCell составляет прогнозы погоды для наземного обслуживания самолетов различных авиакомпаний, одна из которых, JetBlue Airways, даже выступила в роли инвестора стартапа. Среди  клиентов ClimaCell — футбольный клуб «Нью-Ингленд Пэтриотс», для которого специалисты компании составляют прогноз погоды на день матча. Сервис поиска попутчиков Via использует прогнозы ClimaCell в пяти городах, включая Лондон и Амстердам. Как-то раз в воскресенье в середине мая компания ClimaCell сообщила о проливном дожде в Нью-Йорке, который, по прогнозам, должен был идти с различной интенсивностью в разных частях города с самого утра и до обеда. Зная, что спрос будет стремительно расти, сотрудники Via позаботились о том, чтобы у сервиса было достаточно водителей в районах с высокой вероятностью выпадения осадков.

Сможет ли ClimaCell стать лидером рынка? Маршалл Шепард, директор учебной программы «Атмосферные науки» в Университете Джорджии и бывший президент Американского метеорологического общества, заявил, что сперва руководство ClimaCell должно представить надежные статистические данные, подтверждающие смелые заявления представителей компании. Однако, по его словам, добавление большого количества новых данных действительно может помочь составить более точный прогноз. «Мне нравится то, что они делают», — говорит Шепард.

Другие ученые настроены более скептически. «В ClimaCell могут утверждать все что угодно, но я еще не видел никаких доказательств», — заявил Клиффорд Масс, профессор метеорологии в Вашингтонском университете. По мнению ученого, уличные камеры не улучшат прогноз погоды.

 

Синоптиков критикуют

В 2017 году президент США Дональд Трамп выдвинул кандидатуру брата Джоэла Майерса, Барри, на пост главы Национального управления океанических и атмосферных исследований. С этих пор AccuWeather критикуют особо остро. В СМИ сообщали, что компания многие годы пыталась убедить правительство США перестать предоставлять прогнозы погоды бесплатно. Джоэл Майерс говорит, что это «полный бред».

Он отрицает и то, что сотрудницы AccuWeather подвергались сексуальным домогательствам, хотя в 2018 году компания выплатила пострадавшим женщинам $290 000, чтобы урегулировать этот вопрос. Компенсация последовала после того, как Минтруд США выяснил, что в компании «широко распространены сексуальные домогательства на рабочем месте».

Гораздо сложнее отрицать то, что AccuWeather поджидает целая стая голодных конкурентов. Однако Джоэл Майерс пытается отрицать и это. «Я не собираюсь сидеть тут и говорить о конкурентах», — заявил он однажды в интервью. Тем не менее в одном из более поздних интервью он все же высказал следующую мысль: «Все в этом мире меняется. Если какой-то бизнесмен говорит, что знает, как будет выглядеть мир через 20 лет, он точно выдумывает».

Остается только гадать, как будут обстоять дела в AccuWeather в 2039 году, когда Джоэлу Майерсу будет 99 лет. В компании отказываются говорить о том, кто встанет у руля. Сейчас ни один из семи детей Джоэла Майерса не вовлечен в бизнес. Однако братья Майерс на удивление оптимистичны насчет будущего.

 

«80 лет — это новые 60 лет. Джоэл полон энергии. Он работает 24 часа в сутки 7 дней в неделю и любит то, чем занимается», — заявил Барри Майерс. «На рынке появилось множество новых компаний. Какие-то из них найдут свою нишу, какие-то потерпят крах», — добавил Джоэл Майерс.

Перевод Полины Шеноевой

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+