Доходные игры. Как обучающие и развивающие франшизы стали самыми выгодными в России
В мае 2015 года танцевальная группа «ЮДИ» из сибирского Томска произвела фурор на телевизионном шоу Britain’s Got Talent в Лондоне. Зал гудел, жюри восхищалось. «Парни из Сибири», как их представили ведущие конкурса, прошли в финал и, хотя заняли там лишь десятое место, на родину вернулись триумфаторами. Об успехе коллектива наперебой рассказывали федеральные каналы, сибиряки поехали со своими номерами по всему миру, а количество учеников танцевальной школы «ЮДИ» в самом Томске выросло в разы, до 800 человек. В 2019 году «парни из Сибири» планируют запустить франшизу, и в ее успехе, похоже, можно не сомневаться, ведь дополнительное образование и развитие детей — одно из самых популярных и успешных направлений в этом бизнесе. Семь из 30 самых выгодных франшиз 2019 года в нашем рейтинге — «детские», франшизы для детей стали победителями во всех трех категориях рейтинга (в зависимости от суммы первоначальных вложений).
Танцевальный коллектив «ЮДИ» (аббревиатура имен основателей коллектива — Юрия Бакина, Дениса Вишняка и Игоря Андрикевича) образовался в 1998 году. «Я вырос в детском доме. В общежитии познакомился с Юрой и Игорем, — рассказывает Денис Вишняк. — Нам было лет по 13–14, когда мы стали заниматься танцами. Выступали на школьных вечеринках, в училище». В 2005 году была создана танцевальная школа, сейчас в ней работает 20 профессиональных хореографов. Долгое время «ЮДИ» арендовали отремонтированный двухэтажный ангар, а в марте 2018 года губернатор Томской области Сергей Жвачкин торжественно открыл новое здание танцевальной школы, построенное за 147 млн рублей, выделенных из областного бюджета. Месяц занятий в школе стоит для детей 2200 рублей, для взрослых — 3000 рублей. Для масштабирования бизнеса команда «ЮДИ» привлекла эксперта-консультанта в области франчайзинга Елену Рыбину, она помогала запускать франшизы сетей кафе «33 пингвина» и Tea Funny. По словам Рыбиной, заявок на франшизу «ЮДИ» достаточно много. «Это будет недешевая концепция, так как включает много оборудования, серьезные требования к спортивному залу, уникальную методику тренировок и сильную историю бренда», — говорит она. Стоимость будущей франшизы «ЮДИ» пока не раскрывают.
Количество «детских» франчайзинговых концепций уже превышает сотню. Лучшие из них не первый год входят в рейтинг самых выгодных франшиз Forbes. Наиболее активно «детские» франшизы развиваются в регионах — здесь меньше конкурентов, да и затраты на открытие школ значительно ниже, чем в Москве или в Санкт-Петербурге. «Региональные предприниматели активно приобретают франшизы в данном сегменте: он наименее рискованный по сравнению с общепитом или товарным франчайзингом, а спрос в регионах на детское внешкольное образование очень велик», — объясняет Елена Рыбина.
Популярны школы иностранных языков, программирования, робототехники, школы ментальной арифметики, скорочтения, частные детские сады и ясли, мастерские мультипликации и студии творческого развития. В последние два года появились концепции развития эмоционального интеллекта, школы нейропсихологии, блогерства, лидерства, речевых коммуникаций и предпринимательства.
«Для родителей, в большинстве случаев для мам, стало социально значимой миссией воспитать своего ребенка перспективным, активным и, безусловно, талантливым. Кстати говоря, большинство франчайзи — это мамы, которые открывают сад, секцию или клуб в первую очередь для своих детей, во вторую — для заработка», — говорит старший партнер маркетингового агентства MASS Анастасия Дибош. Несколько лет назад она занималась развитием франшизы частных английских детских садов Sun School (победитель в категории 5–25 млн рублей), сейчас под этим брендом работает уже более 80 детсадов. На открытие одного садика Sun School требуется около 9 млн рублей, которые окупаются за 3–4 месяца и обеспечивают ежегодную прибыль около 5 млн рублей.
Еще один победитель (в категории 1–5 млн рублей) — образовательный проект IQ 007, выросший из курсов скорочтения в городе Златоуст Челябинской области с населением 170 000 человек. «Изначально мы собирались работать только со взрослыми, но после хороших результатов первого набора наши друзья попросили разрешения привести на занятия своих детей», — вспоминает один из основателей школы Вадим Хабиров. В 2009 году он и его партнер Данил Костромин арендовали недорогое офисное помещение в промышленной зоне, сделали ремонт, купили литературу, придумали упражнения и сами пытались разобраться в детской психологии и аспектах преподавания. Но когда к ним стали приводить детей дошкольного возраста, стало ясно, что нужен специализированный педагог. Сегодня под брендом «Школа скорочтения и развития интеллекта и памяти IQ 007» работает 532 школы, 511 из них — франчайзинговые. За 10 лет в IQ 007 прошли обучение 230 000 детей. В 2018 году выручка компании превысила 21 млн рублей. Инвестиции в школу по франшизе компании из Златоуста составляют в среднем 1,7 млн рублей.
Футбольные франшизы появились в России шесть лет назад — пионерами на этом направлении были «Чемпионика» и «Юниор». Идея создания «Чемпионики» (победитель в категории до 1 млн рублей) появилась у Евгения Кудрявцева после знакомства на курсах в Гарвардской бизнес-школе с Джастином Бредиманом, сооснователем американской сети детских футбольных школ Soccer Shots. «Российский рынок франшиз в сфере детских услуг в 2013–2015 годах находился практически в зачаточном состоянии, — рассказывает Кудрявцев. — Мы вышли на CEO одной из крупнейших в мире школ футбола Little Kickers Кристину Станшус, которая помогла перенять опыт европейских детских школ футбола». За дело взялись серьезно. В команду позвали менеджеров уже успешных в России франшиз из сферы услуг, ретейла, ресторанного бизнеса, пригласили экспертов из спортивной индустрии, в том числе из сети фитнес-клубов World Class, заручились поддержкой профессиональных футболистов Игоря Акинфеева, Дмитрия Аленичева, методика школы получила одобрение Российского футбольного союза (РФС).
Для франшизы команда «Чемпионики» разработала стратегию поддержки франчайзи, прописала зоны ответственности управляющей компании и партнера, выстроила процесс обучения тренеров и управляющих. В 2017 году по просьбе уже действующих франчайзи компания разработала вторую франшизу — детскую школу танцев. По состоянию на май 2019 года сеть «Чемпионики» превышала 600 школ, в них занималось 40 000 детей.
Футбольная школа «Юниор» появилась практически одновременно с «Чемпионикой». За шесть лет существования франшизы под брендом «Юниор» открылось 445 школ в России, Украине, Белоруссии, Казахстане, Индонезии и Сингапуре. Сейчас в них обучается 46 000 детей в возрасте от 3 до 14 лет, бывших воспитанников сейчас можно встретить в академиях «Зенита», «Локомотива» и «Динамо». В январе 2019 года владелец «Юниора» компания «Лига спорта» и ФК «Спартак» договорились о сотрудничестве, в рамках которого в течение пяти лет будет продано до 450 франшиз под брендом «Спартак Юниор». «Спартаковское» дополнение в названии увеличило стоимость франшизы в два раза, в среднем по России она составляет 550 000 рублей. С 2015 года «Лига спорта» продает франшизу школ хореографического образования «Русский балет».
«Если меня спросят, что лучше открыть — бар или танцевальную школу для детей, я отвечу, что первый вариант куда безопаснее хотя бы потому, что лишен резкой сезонности», — рассуждает Антон Сергеев, запустивший в 2016 году франшизу танцевальной школы «Дети на паркете». Летом частные школы пустеют. Сезонность — одна из серьезных проблем для развития детских образовательных франшиз, соглашается друг Сергеева, предприниматель Станислав Озимов.
Тем не менее спустя год после запуска «Дети на паркете», понаблюдав, как быстро растет этот проект, Озимов открыл собственную франшизу «Футболика». С чем связана популярность образовательных и развивающих детских франшиз? Озимов считает, что на это повлиял рост рождаемости в России. В 2013 году в стране родилось почти на 110 000 человек больше, чем в 2012-м, и положительная динамика прироста населения сохранялась до 2017 года. «Государство мало что может предложить для детишек в возрасте от 3 до 7 лет в образовательной сфере, — рассуждает основатель «Футболики». — В регионах этот сегмент вообще свободен: проект по франшизе будет более успешен, чем местная школа, благодаря отработанной системе стандартов. Ну и в конце концов даже в кризисное время дети — это последнее, на чем станут экономить родители».
- Бизнес, который работает в кризис. 30 самых выгодных франшиз в 2019 году
- Высшая лига. Какие дорогие франшизы позволяют получать прибыль до 10 млн рублей
- Как зарабатывать 11 млн рублей в год, обучая чтению