К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Из тенниса в бизнес. Как Серена Уильямс собирается покорить венчурную индустрию

Фото Stefanie Keenan / Getty Images
Фото Stefanie Keenan / Getty Images
Состояние Серены Уильямс оценивается в $225 млн, причем большая часть этой суммы была получена благодаря ее уму и бренду, а не коронному удару слева

В календаре Серены Уильямс, который выглядит на фоне других календарей как картины Джексона Поллока на фоне других картин, субботы отведены для семьи. Та суббота, которую я провожу с ней в Риме (в начале недели она была в Нью-Йорке, а на следующей неделе будет в Париже), особенно важна. Ровно четыре года тому назад именно в вечном городе она встретила своего мужа, Алексиса Оханяна, сооснователя онлайн-сообщества Reddit. 

Сейчас пара гуляет в парке отеля вместе со своим «совместным предприятием», 22-месячной Олимпией. Это намного романтичнее, чем можно подумать: в отеле Rome Cavalieri «частным парком» называют раскинувшийся на 15 акрах сад, украшенный мрамором и бронзой, львами и единорогами. Царственное окружение соответствует исторической для американского спорта фигуре, которая 23 раза побеждала в турнирах Большого шлема и преодолела множество барьеров и стереотипов.

А что насчёт «единорогов»? Оханян вносит свой вклад благодаря Reddit и своему фонду Initialized Capital с активами в $500 млн. Но оказывается, что Уильямс без лишней огласки тоже двигалась в этом направлении. Теперь она стала первой спортсменкой, которая попала в ежегодный рейтинг Forbes богатейших женщин мира, самостоятельно заработавших свое состояние. Ее состояние оценивается в $225 млн, причем большая часть этой суммы была получена благодаря её уму и бренду, а не коронному удару слева. В последние пять лет она инвестировала в 34 стартапа, не афишируя этого. В апреле Уильямс официально объявила, что Serena Ventures готова к сотрудничеству, к финансированию проектов и самостоятельному запуску компаний.

 

Спортсмены стали богаче, чем когда-либо, за счет того, что выросла стоимость прав на трансляцию спортивных мероприятий. В прошлом году 50 самых высокооплачиваемых спортсменов мира заработали $2,6 млрд, в то время как 15 лет назад их заработок составлял всего $1 млрд. И вряд ли Уильямс была первой, кто заставил увеличившиеся доходы работать, — только в NBA Леброн Джеймс, Стивен Карри и Кевин Дюрант создали медиакомпании. Дюрант, Андре Игудала и Кармело Энтони — активные венчурные инвесторы. Но Уильямс — одна из немногих, кто выстраивает инвестиционную деятельность вокруг единственной звезды  самой себя.

«Я хочу в этом участвовать, говорит она. Я хочу быть частью инфраструктуры. Я хочу быть брендом, а не просто лицом с обложки». С учетом ее обширного опыта в сфере стиля и дизайна это подразумевает активную работу с модными коллекциями, ювелирными и косметическими товарами. Да, она продолжает участвовать в соревнованиях по теннису ее невероятное возвращение в прошлом году после рождения ребенка обеспечило ей статус иконы и за пределами спорта. И конечно, она охотно продолжает получать деньги по спонсорским контрактам с такими компаниями, как Nike и JPMorgan Chase, за последние 12 месяцев на этом она заработала рекордные для себя $29 млн.

 

Но Уильямс делает ставку на то, что в конечном итоге сможет заработать еще больше, подкрепляя свои деньги именем и славой.

Голливудская история

История о том, как сестры Серена и Винус Уильямс достигли вершины мира тенниса, напоминает голливудскую легенду: темнокожий отец со скромным опытом в теннисе обучает двух дочерей на дому и тренирует их на улицах Комптона, штат Калифорния, чтобы они в итоге добились успеха в «белоснежном» спорте. «Иногда ты видела, как люди идут по улице с автоматами, и думала: «Пора домой»,   вспоминает Серена о детских годах. При звуке выстрелов ты пригибаешься».

Отец сестер настоял на том, чтобы его дочери-вундеркинды избежали машины частных теннисных школ и череды юношеских соревнований, и это отразилось на младшей, особенно после того, как она в 17 лет впервые выиграла турнир Большого шлема. «Это определило всю мою карьеру как на корте, так и вне его с точки зрения того, как рисковать, как отличаться и как выделяться», — говорит Уильямс о своей стратегии. Она всегда выбирает особый путь.

 

Поэтому в Serena Ventures Уильямс фокусируется на компаниях, основанных женщинами и представителями меньшинств. Да, у этого решения есть социальная составляющая. Но, как и в случае с тренировками по теннису, Серена находит для себя возможности, не следуя за толпой.

Непроторенной дорогой

Всего 2,3% всех венчурных инвестиций, сделанных в прошлом году в США, достались стартапам под руководством женщин  и даже если прибавить фирмы, где в команде основателей есть и мужчины, и женщины, получится всего 10%. Все еще хуже для компаний, которые основаны бизнесменами латиноамериканского происхождения и темнокожими. Инвестиции Уильямс на 60% — это вложения в компании под руководством женщин или небелых людей. 

Сейчас единственный способ найти достаточное число таких компаний  растить их с нуля, чем Уильямс и увлеклась, когда вложила и потеряла (позднее) $250 000 в стартап за много лет до создания Serena Ventures. «Я узнала, что нельзя потратить слишком много, но узнала и то, что я обожаю посевное финансирование», говорит она. Из 34 компаний, в которые она инвестировала через Serena Ventures, более чем три четверти находятся на ранних стадиях развития.

«Там весело. Я не играю в азартные игры. Я не прыгаю с крыш, говорит Уильямс. Я не склонна к риску, но мне казалось, что мы должны заниматься именно посевным финансированием».

Команда менторов

Учитывая большие риски при инвестициях в те компании, которые еще не приносят выручку, Уильямс окружила себя менторами из Кремниевой долины. В эту команду вошел Крис Лайонс из Andreessen Horowitz, неформальный советник и друг. «Она более целеустремленна, чем 99% людей в этой сфере, — говорит Лайонс. — Она регулярно связывается со мной, чтобы узнать наше мнение о компаниях».

 

Нужно упомянуть и операционного директора Facebook Шерил Сэндберг, давнюю подругу, с которой они работают в совете директоров SurveyMonkey. «Я всегда прошу ее совета по многим вопросам», говорит Уильямс.

Но один ментор выделяется из всех прочих тот, за которого она вышла замуж. «Я во многом полагаюсь на Алексиса», говорит она. Уильямс никогда не слышала о Reddit, когда супруги познакомились в 2015 году, а Оханян мало что знал о теннисе. Но их объединяет амбициозность. «Она намерена добиться успеха во всем, за что берется», говорит Оханян, чье состояние Forbes оценивает в $70 млн.

Clive Brunskill / Getty Images
Clive Brunskill / Getty Images

Его венчурная фирма по традиции чаще инвестирует в ИТ в числе прибыльных вложений Instacart и Patreon. Но Уильямс училась на сделках Оханяна. Initialized и Serena Ventures даже совместно инвестировали в несколько проектов, в том числе Gobble, который доставляет наборы обедов на неделю, и Wave, который позволяет без комиссии переводить деньги в Африку посредством мобильного телефона. «Я бы назвала нас еще более современной семьей предпринимателей», говорит Уильямс.

Управляющая инвестиционным портфелем Уильямс 29-летняя Элисон Рапапорт едва выпустилась из Гарвардской школы бизнеса со степенью MBA, когда она связалась с Уильямс через Лайонса из Andreessen. Уильямс сказала Рапапорт прийти на собеседование с тремя инвестиционными идеями, а также с расчетами и их обоснованием. Рапапорт выполнила задание по инвестиционным идеям и поискала информацию о своей потенциальной новой начальнице, которая ранее на той же неделе писала в Instagram, как сильно ей понравилось в Taco Sunday. Рапапорт приехала в дом Уильямс в пригороде Сан-Франциско на воскресную встречу в полдень, вооруженная инвестиционными идеями и двумя сумками с тако навынос, которые можно приготовить самостоятельно, и уверенно ответила на череду писем Оханяна после встречи.  «Я знала, что эта девушка нам подходит», — говорит Уильямс.

 

Серена Уильямс скользит по красной глине теннисного клуба Parioli в Риме за несколько дней до Открытого чемпионата Италии, тренируясь под эклектичную смесь песен разных жанров, единственное сходство которых в том, что их поют сильные женщины, от Рианны до Адель и Пинк. По клубу пошли слухи  самая известная в мире теннисистка теперь играет на их поле. Как и следовало ожидать, собирается толпа — дети визжат «Серена!», старшие снимают и выкладывают фотографии.

Уильямс с большим отрывом самая известная спортсменка в США и только Том Брэди и Тайгер Вудс чуть более узнаваемы среди всех спортсменов. И эта слава практически не затрагивает бренд: ее популярность выше среднего во всех демографических группах от миллениалов до представителей рабочего класса и состоятельных слоев населения, по словам Генри Шафера, который отслеживает Q-показатель, отражающий привлекательность знаменитости.

После 20 лет под лучами прожектора Уильямс знает, как использовать свою славу. В конце двухчасовой сессии она благосклонно наделяет нескольких желающих автографами и совместными фотографиями. Но важнее другое: в Serena Ventures она научилась подчинять славу себе.

Поддержка новых брендов

За последние десять лет в венчурной индустрии стало больше звездных инвесторов. Собственные успешные инвестфонды есть, например, у актера Эштона Катчера и музыканта Nas. В недавних IPO Uber и Lyft участвовали десятки музыкантов и голливудских знаменитостей, в том числе Гвинет Пэлтроу, Jay-Z и Оливия Манн, которые рано инвестировали и отлично заработали. В целом Оханян скептически настроен по отношению к этому тренду. «Как правило, я советую основателям компаний не брать деньги у знаменитостей, говорит он. Единственное исключение это случаи, когда они действительно добавляют ценность. Потому что чаще всего звезды не особенно знакомы с этим миром, и, если вы просто хотите подпитать свое эго, это плохая идея».

 

Поэтому Уильямс старается вкладываться в сделки, где ее слава, личный бренд и социальное положение особенно ценны. Как одна из самых популярных участниц рекламных кампаний этого века, она отточила этот навык до совершенства, недоступного большинству музыкантов и актеров. У Серены почти 30 млн подписчиков в разных соцсетях ее фотографии в спортивной форме Nike за последние 12 месяцев принесли бренду более $2 млрд с точки зрения маркетинга, по данным Hookit. «Серена голос поколения, который слышен по всему миру далеко за пределами тенниса», говорит генеральный директор Hookit Скотт Тилтон.

И этот голос становится во много раз громче при работе с новыми брендами. Уильямс выложила пару видео в «сториз» Instagram, где ее команда ест обеды из Daily Harvest перед ее выходом на Met Gala. «Возможность использовать ее платформу, чтобы рассказать о нашей миссии,  важнейшая поддержка, которую мы получили, помимо ее капитала», говорит Джорджина Гули, соосновательница Billie, производителя бритв по цене, не включающей «розовый налог», из-за которого товары для женщин стоят дороже, чем те же товары для мужчин.

В 2019 году Уильямс поддержала приложение для знакомств и нетворкинга Bumble и снялась в рекламе для Супербоула. Кроме того, они участвовали в соревновании стартапов, где две компании-победительницы, основанные женщинами, получали финансирование от Серены и Bumble. 

Даже выписав 34 чека, она потратила лишь $6 млн (в этом один из выгодных моментов инвестиций на ранних стадиях). Для Уильямс это не великие риски. И показатели возврата от инвестиций кажутся многообещающими — Serena Ventures сообщает, что сейчас оценивает свое портфолио более чем в $10 млн и удваивает первоначальные вложения. Почти половина компаний проводили новые раунды венчурного финансирования после инвестиций Уильямс, и Serena Ventures, кажется, даже готовится к первому выходу после того, как в апреле Unilever объявил, что собирается приобрести производителя пищевых добавок Olly Nutrition. Пять из ее вложений выросли по крайней мере в пять раз. В числе лучших Billie, Daily Harvest, MasterClass и The Wing.

 

Инвестиции в себя

Но Серена Уильямс не была бы одной из величайших спортсменок в истории, если бы не вкладывалась и в себя. Она известна как икона моды, но в этой индустрии она участвовала только через чужие платформы, участвуя в рекламных кампаниях и партнерствах. Теперь ситуация меняется. Джилл Смоллер, ее давний рекламный агент, вспоминает недавнюю встречу в Nike. «Я что-то рассказывала, а Серена перебила меня и начала задавать вопросы об их каналах дистрибуции, KPI и стратегиях роста, говорит она. Я обернулась и увидела их лица… Она на том уровне, когда она хочет понимать процесс и методы, и думаю, большинство людей не ожидают этого». В мае прошлого года Serena Ventures без внешнего финансирования запустила коллекцию одежды в формате direct-to-consumer под названием S by Serena. Уильямс говорит, что ждала, пока кто-то инвестирует в компанию, где она могла бы создавать одежду. «Я неправильно подходила к этому вопросу. Мне нужно было инвестировать в себя самой», — признает она.

Линия одежды включает в себя платья, пиджаки, блузки, джинсовые изделия и прочее по цене, как правило, не выше $200. Уильямс с нетерпением ждет появления S by Serena на неделе моды в Нью-Йорке в сентябре. В октябре популярность коллекции выросла, когда близкую подругу Уильямс, Меган Маркл, увидели в блейзере Boss, который был моментально распродан онлайн. Уильямс отплатила за услугу, когда в феврале устроила вечеринку в честь рождения ребенка герцогини Сассекской. В этом году Уильямс планирует выпустить коллекцию украшений S by Serena, а в 2020 году косметику.

Уильямс говорит, что будет сокращать время на корте, отдавая предпочтение турнирам Большого шлема, которые поддерживают ее бренд. Ветеран в мире тенниса, 37-летняя спортсменка все еще рассчитывает провести в спорте два или три года. «Я не тороплюсь уходить», говорит она. Но в Serena Ventures она заложила фундамент, чтобы продолжать играть всю жизнь. «Я хочу построить устойчивый бренд, примерно как моя карьера, говорит она. Он не модный, он не популярный, он не у всех на слуху, он надежный, как моя игра в теннис».

Перевод Натальи Балабанцевой

 

11 богатейших американок младше 40 лет, заработавших состояние самостоятельно

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+