Сенсация сезона. Как разумная экономия помогла «Тоттенхэму» добраться до финала Лиги чемпионов
Нынешний сезон «Тоттенхэма» еще долго будут вспоминать как счастливую сказку. Причем вне зависимости от исхода матча в Мадриде — команда натворила достаточно чудес по пути к финалу Лиги чемпионов. Например, отыграла три мяча в гостевом матче против «Аякса», забив решающий гол на 6-й добавленной минуте. Да, в Лиге чемпионов 2018/2019 таких героических сюжетов случилось больше обычного (так, «Ливерпуль» прошел «Барселону» после разгрома 3:0 в первом матче), но подвиги «Тоттенхэма» особенно ценны своей бухгалтерией.
Клуб не позволяет себе экстремально дорогих покупок, делая ставку на потенциал игроков, а не на их звездный статус. Аргентинский тренер Маурисио Почеттино, работающий в команде с весны 2014-го, тщательно выбирает футболистов, подходящих под его игровую концепцию, и не одобряет «случайных» трансферов. Самое дорогое приобретение пятилетки для «Тоттенхэма» — молодой защитник Давинсон Санчес из «Аякса» за €40 млн. На фоне взвинченных цен современного футбольного рынка весьма скромная сумма. А, к примеру, в сезоне 2018/19 «Тоттенхэм» не подписал ни одного нового футболиста.
При этом клуб прилично зарабатывает на продаже игроков — €293,2 млн за пять лет — и не задирает зарплаты. По данным исследования Sportingintelligence.com, футболист «Тоттенхэма» в среднем получает £3,5 млн в год — это только 6-й показатель в английской Премьер-лиге (АПЛ). Но что еще важнее: расходы на зарплаты (£148 млн) составляют лишь 39% от совокупного дохода клуба (£381 млн). У всех остальных команд АПЛ зарплатная доля выше, а по выручке «Тоттенхэм» занимает шестое место в лиге, хотя за последние два года увеличил ее почти вдвое.
Благодаря стабильному выступлению в чемпионате клуб регулярно играет в Лиге чемпионов и получает причитающиеся за это бонусы. Растут и спонсорские поступления. Так, осенью 2018-го клуб сменил технического партнера — Nike вместо Under Armour, удвоив сумму выплат (по оценке, £30 млн в год).
Еще одной точкой экономического роста для «Тоттенхэма» должен стать новый стадион, на строительство которого клуб потратил несколько лет и почти миллиард фунтов. Forbes рассказывает, как устроена самая современная футбольная арена и как она поможет «Тоттенхэму» больше зарабатывать.
Больше значит лучше
Еще на старте нулевых «Тоттенхэм» задумался об улучшении клубной инфраструктуры: построенная в 1899 году арена «Уайт Харт Лейн» катастрофически устарела и уже не отвечала требованиям времени — ни по вместимости (36284 мест), ни по уровню комфорта для зрителей. Поначалу боссы команды рассматривали несколько вариантов перемен: от реконструкции одной из трибун до полноценного переезда и даже покупки «Уэмбли». В 2008-м было решено возводить новый стадион на месте старого, а предстоящее строительство стало частью большого проекта по развитию района Харинги — Northumberland Development Project, который подразумевал появление вокруг арены гостиницы, жилого комплекса, супермаркета, центра экстремальных видов спорта и других общественно-полезных зданий. План несколько раз корректировали: местные власти и мэрия Лондона уточняли детали и объем своего участия.
Финальный проект стадиона от архитектурного бюро Populous (авторов «Уэмбли», «Эмирейтс», «Альянц Арены» и др.) — на 61 000 мест и с выдвижным полем — утвердили в 2015-м. Работы вокруг «Уайт Харт Лейн» начались в 2012-м со строительства супермаркета. 24 мая 2017-го на стадионе последний раз сыграли в футбол — «Тоттенхэм» победил «Манчестер Юнайтед», а спустя несколько часов начался демонтаж трибун. Обладатели абонементов, кстати, получили возможность за £50 забрать «свое» пластиковое кресло. В апреле 2019-го, спустя почти два года и с приличным опозданием от запланированного срока «Тоттенхэм» сыграл первый домашний матч на новом Tottenham Hotspur Stadium. Смотреть футбол на нем смогут одновременно 62062 человек. В английской премьер-лиге только у «Манчестер Юнайтед» стадион вместительнее. «Вы не можете быть большим клубом с ареной на 36000 зрителей, — заявил журналистам счастливый Дэниэл Леви, президент и совладелец «Тоттенхэма», — но со стадионом на 62000 — да!» Цифры этот тезис подтверждают:
£10 млн вложила Национальная футбольная лига (НФЛ) в строительство нового стадиона «Тоттенхэма», где планируется несколько раз в год проводить матчи по американскому футболу. Летом 2015-го клуб подписал с лигой 10-летнее соглашение о сотрудничестве. Кроме того, «Тоттенхэм» заключил 5-летний контракт с регбийной командой «Сарацины» на проведение ежегодного выставочного матча.
25 минут занимает трансформация футбольного поля стадиона в площадку для американского футбола. Искусственное покрытие располагается под натуральным газоном, который состоит из трех стальных «лотков» в длину поля и при необходимости по специальным рельсам уезжает под Южную трибуну. Каждая секция с травой весит больше 3000 тонн и приводится в движение 68 мощными электромоторами. Мобильный газон, разработанный компанией SCX, может оставаться вне чаши стадиона до 10 дней — благодаря светодиодной подсветке, системам охлаждения и полива
£15,5 млн в год может зарабатывать «Тоттенхэм» на нейминге арены, подсчитали в консалтинговой фирме Duff & Phelps. Однако клуб, по сообщениям британских СМИ, рассчитывает на большее — £200 млн за 10-летний контракт. В такую сумму оценивают прошлогоднюю сделку «Арсенала» и Fly Emirates: авиакомпания продлила маечное спонсорство на пять лет и права на название арены до 2028 года.
£637 млн занял на новый стадион «Тоттенхэм» у HSBC, Goldman Sachs Bank USA и Bank of America Merrill Lynch. В целом расходы клуба на Northumberland Development Project, частью которого является арена, оценивают в £1 млрд. Президент «Тоттенхэма» Дэниэл Леви заявил в интервью Sky, что пока не может назвать точную стоимость стадиона, так как работы продолжаются (например, еще не открыты музей и архив), но согласился с «порядком суммы».
17 500 зрителей вмещает Южная трибуна — самая большая цельная (в один ярус) трибуна в Великобритании. Ее первый ряд расположен в 4,9 м от линии ворот, а угол наклона составляет 34 градуса. В будущем, если позволит законодательство, часть Южной трибуны может стать стоячей — без кресел, но с поручнями безопасности. Пока же на новой арене смотреть футбол можно только сидя — нарушителям могут запретить посещать стадион. При этом архитекторы нового стадиона постарались сохранить камерную атмосферу «Уайт Харт Лейн»: нижний ряд остальных трибун располагается не дальше 7,9 м от поля.
42 000 абонементов продал «Тоттенхэм» на сезон 2019/2020, сохранив цены на прежнем уровне. От £795 до £2200 для взрослых, от £397,5 до £843,5 для льготных категорий. Плюс у держателей абонементов появилась опция продать билет на игру через сервис Ticket Exchange (за £90/115/140 в зависимости от уровня мачта) или официально передать его кому-то из родных или друзей (до 20 человек в списке). Количество скайбоксов на новой арене сократилось — 80 вместо 120 на «Уайт Харт Лейн», но в целом премиальных мест стало больше — 8000.
60 точек питания предусмотрены на стадионе, включая просторный фуд-корт Market Place в атриуме Южной трибуны, который работает еще два часа после матча. Кроме спонсорского пива известной марки, на арене разливают крафтовые сорта от местного производителя — мини-пивоварня находится прямо на стадионе. Специальные краны Bottoms Up (розлив снизу) наполняют стакан за 6 секунд, что позволяет продавать на арене 10 000 пинт в минуту. Зрителей обслуживают 878 касс, и ни одна не принимает к оплате наличные.
Человеческий ресурс
Когда в сезоне 2006/07 «Арсенал» перебрался на новенький «Эмирейтс», матчевая выручка клуба выросла более чем в два раза. 36419 мест на историческом «Хайбери» генерировали около £40 млн в год (чуть больше 30% совокупного дохода клуба), а в первый сезон на современном 60-тысячнике «Арсенал» заработал £90,6 млн — больше половины общей выручки. В английской премьер-лиге середины 2010-х такое соотношение практически невозможно: слишком сильно выросли теледоходы. Даже при стабильно аншлаговой посещаемости matchday-выручка топ-клуба, как правило, не превышает 20% от общей. Драйверы роста доходности арен — премиальные места, качественный сервис и многофункциональность. Все эти пункты «Тоттенхэм» учел при строительстве нового стадиона и рассчитывает серьезно увеличить матчевую выручку.
Матчевая выручка английских топ-клубов (по данным Deloitte Money League)