В 2016 году английская компания Perform Group запустила стриминговый сервис DAZN, который специализируется на трансляциях крупных спортивных событий через интернет. Уже тогда телеканалы вроде HBO и Showtime, получающие значительные доходы с системы pay-per-view (PPV), должны были насторожиться — на рынке появился новый серьезный игрок. В 2019-м повестка спортивных медиа формулируется еще более пугающе для ТВ: зачем вообще нужны телеканалы, если высокоскоростной интернет позволяет смотреть любые онлайн-трансляции в HD-качестве на любых устройствах, от ноутбука до мобильного телефона, а DAZN готов их обеспечить за приемлемую для пользователя плату?
Все больше потребителей спортивного видео переключается с телевизора на интернет — в DAZN это понимают и не скупятся на инвестиции в контент. Только на единоборства компания потратила около $2 млрд. Звездный боксер Сауль Альварес (51 победа, 1 поражение) по контракту с DAZN получит $365 млн за 11 боев. Английская промоутерская компания Эдди Хирна Matchroom boxing (ведет дела чемпиона-тяжеловеса Энтони Джошуа) оформила сделку на $1 млрд и обязуется провести за эти деньги 32 боксерских шоу в год на протяжении восьми лет. Геннадию Головкину и Деонтею Уайлдеру, по слухам, предложено по $100 млн каждому (первый подписал контракт, второй отклонил предложение). Глава ММА-промоушена Bellator Скотт Кокер, подписывая контракт с DAZN, говорит о девятизначной сумме. Наконец, главное — дважды СМИ публиковали новости о том, что Флойд Мейвезер получил предложение от DAZN на $500 млн. Наверняка могу утверждать, что контакты между Флойдом и DAZN были, хотя называть точную сумму пока преждевременно.
Хохма из Одессы
По ходу карьеры Мейвезера одним из немногих ультрабогатых людей, с кем он поддерживал отношения, был Уоррен Баффет (№3 глобального рейтинга Forbes 2019 года — $82,5 млрд). Баффет приходил к Флойду в зал, был принят в команду The Money Team, а Флойд, проводя спарринги перед боем с Маркосом Майданой, спрашивал у Баффета: «Хотите посмотреть, как я надираю задницы?» В случае с DAZN Мейвезеру, возможно, предстоит встреча с другим миллиардером — и тот, кроме английского, отлично говорит на русском языке.
Леонард (а тогда — Леонид) Блаватник родился в Одессе, переехал в США, работал в знаменитом универмаге Macy’s (семь этажей напротив Мэдисон-сквер-гарден), получил титул сэра в Великобритании и еще в 1986-м основал инвестиционную компанию Access Industries. И если в 1990-х Блаватника больше интересовала сырьевая отрасль (доли в ТНК и «Русале»), то в нулевых бизнесмен начал вкладывать в медиаиндустрию. В 2008 году Блаватник купил у Мела Гибсона долю в Icon Film Distribution, позднее инвестировал в российские «СТС-Медиа» и «Амедиа», а в 2014 году Access Industries стала мажоритарным акционером английской Perform Group (сумма сделки — $1,2 млрд), которая специализируется на производстве спортивного контента: от трансляций до тематических ресурсов вроде Goal.com и сервиса спортивной статистики Opta.
В 2016-м именно на базе Perform Group запустили стриминг-платформу DAZN, которая почти сразу получила емкое определение — «спортивный Netflix». В 2016-м прибыль сервиса, который начинал с футбольных трансляций на страны Западной Европы и Японию, оценивали в скромные £9 млн. К 2019-му DAZN практически перерос родительскую компанию, а прибыль увеличилась десятикратно. Недавние новости предсказывают бизнесу скорую реструктуризацию: Perform Group превратится в Perform Content и войдет в состав DAZN-Group. Кроме того, обсуждается и продажа Perform Content другой инвестиционной компании — Vista Equity Partners. В любом случае Perform Content сконцентрируется на сборе спортивных данных и в большей степени будет ориентироваться на продажи для бизнеса. DAZN, присоединив к себе порталы Goal.com и SportingNews, сосредоточится на физических лицах. При этом один из основателей Perform Group Саймон Дениер, работающий в компании с 2007 года, по-прежнему останется на руководящей должности и возглавит DAZN-Group.
Инвестиции Блаватника в DAZN оценивают в $719 млн, и это очевидная игра на перспективу. С точки зрения дистрибуции контента спорт превращается в полноценного конкурента для сериалов или развлекательных шоу, поскольку ключевой особенностью платформы является система подписок. Вы платите $20 в месяц, смотрите все шоу, транслируемые DAZN, и можете в любой момент отменить подписку. Для сравнения, цена PPV на один только бой Мейвезер — Пакьяо составляла $90–100, а чтобы посмотреть бой Головкин — Альварес, нужно было заплатить $85. В DAZN рассчитывают на прибыль от оборота, и эта модель чем-то напоминает популярный сервис заказа такси Uber: за счет серьезных стартовых вложений и демпинга сервис оказался настолько популярным, что пользоваться им оказалось выгодно и пассажирам (из-за низких цен), и водителям (из-за большого и стабильного объема заказов).
Кроме единоборств DAZN транслирует футбольные матчи (например, топ-лиг Италии, Испании, Франции), теннис, хоккей, баскетбол, регби, а еще дартс и крикет. Этот универсальный набор обошелся компании недешево, но самые крупные контракты получили все же боксеры. Возможно, потому, что в последние годы у бокса получалось генерировать максимальную прибыль для организаторов при участии всего двух атлетов. Если для Криштиану Роналду нужно 10 партнеров, 11 соперников и 20 команд в чемпионате, то Флойд Мейвезер и Конор Макгрегор продали 4,3 млн платных трансляций в 2017 году, несмотря на то что один официально завершил карьеру, а второй никогда не проводил профессиональных боксерских поединков. Именно благодаря этой сверхспособности создавать сверхденьги практически в одиночку Владимир Кличко получает предложение от DAZN на $80 млн, а с Флойдом речь действительно может идти о полумиллиарде долларов. И он может отказаться.
Цена возвращения
При всех несомненных талантах Флойда он, конечно, максимально использовал и свое время, и своих соперников. Он боксировал в тот момент, когда система PPV переживала свой пик, а его весовая категория была перенасыщена талантами. Для сравнения: прямо сейчас есть непобежденный супертяжеловес Деонтей Уайлдер — и за свой 41-й поединок он зарабатывает $4 млн. Гонорар Флойда в 41-м профессиональном бою был $22,5 млн. Все дело в том, что соперники Мейвезера были на слуху даже у людей, не погруженных в бокс. Вы ведь наверняка слышали про Рикки Хаттона, Оскара Де Ла Хойю и Артуро Гатти? А у Уайлдера есть колоссальный кризис с популярными оппонентами.
В 2013 году Флойд побил того самого Сауля Альвареса, который благодаря «самой крупной сделке в истории спорта» (с DAZN) должен стать самым высокооплачиваемым спортсменом в рейтинге Forbes 2019 года. Пиарщиков Альвареса и DAZN можно понять: слова «самый» и «в истории» добавляют вес любой новости. Но Альварес получит $365 млн за 5 лет, а Флойду при мне вручали сертификат как самому высокооплачиваемому атлету, заработавшему за один год и два боя (Мэнни Пакьяо и Маркос Майдана в интервале с июля 2014-го по июль 2015-го) $300 млн. К тому же ни от DAZN, ни от Альвареса пока нет комментариев, как будет выглядеть выплата, если мексиканец проиграет несколько боев подряд. Будет ли Альварес боксировать в шестом или седьмом из 11 боев по контракту, если проиграет в первых пяти.
Обсуждая возможное сотрудничества DAZN и Флойда, мы должны понимать, что компания планирует заставить боксеров рисковать. Вероятно, в будущем в боксе будут чаще менять весовые категории ради больших денег и больших боев. Эта тенденция заметна уже сейчас. Александр Усик и Мурат Гассиев (оба до 90,7 кг) говорят о готовности перейти в супертяжи. Геннадий Головкин (выступает в 72,6 кг) сказал, что рассмотрит вариант с боем в категории до 79 кг, туда же может подняться Сауль Альварес. А Дмитрий Бивол, наоборот, готов спуститься в весовую 76,2 кг.
Заработав $1 млрд за карьеру, Флойд может относиться к своему нулю поражений как к предмету роскоши, которую пока не может себе позволить кто-либо из боксеров сопоставимого уровня. И это стоит дороже любого самолета и любой недвижимости. Флойду 42 года, он блестяще анализирует и отлично знает, что все выдающиеся боксеры проигрывают после 40. А он все еще остается самым «заработавшим» спортсменом даже без сделки с DAZN. В данном случае $500 млн дохода могут изменить количество нулей только в сторону уменьшения: на банковском счету их не станет больше (миллиард заработан), а из графы «поражения» ноль может уйти. И эта не та сделка, которая понравится Мейвезеру.