К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Ночной кошмар Илона Маска. Бренд Rivian создал конкурента Tesla

Фото Ethan Pines для Forbes
Фото Ethan Pines для Forbes
Бренд Rivian, основанный Ар-Джеем Скаринджем, предлагает электромобили для активного отдыха. К 2022 году компания планирует нарастить продажи до $2,8 млрд

На автошоу в Лос-Анджелесе в ноябре 2018-го обсуждали не Mercedes-Benz, Porsche, BMW или другие люксовые авто. Все сплетничали о малоизвестном производителе электромобилей — Rivian Automotive, базирующемся в Плимуте, штат Мичиган. Потратив почти десять лет на разработку электроавтомобильных технологий, компания предъявила публике два своих первых автомобиля на батарейках: семиместный кроссовер R1S и пикап R1T.

Разработанные для людей, ведущих активный образ жизни, так называемые машины для приключений от Rivian стилистически напоминают Range Rover  — суровые, мощные и комфортные. Они буквально напичканы технологическими новинками вроде соединения с интернетом и разнообразных автономных устройств, предназначенных для безопасного вождения.

«Приключения — это жизнь, — говорит Ар-Джей Скариндж, 36-летний основатель и глава Rivian. — И неважно, едете вы на рыбалку, на гольф или везете семью обедать».

 

Роман Скаринджа со «всем, что ездит», как он сам рассказал, начался в детстве. Как только он достаточно подрос, чтобы держать в руках инструменты, он начал помогать соседу перебирать Porsche 356 s в его гараже в Мельбурне, штат Флорида. «Моим любимым автомобилем был Speedster конца 1950-х», — говорит Скариндж. К старшим классам школы он уже был одержим идеей создания собственного автомобильного бренда. Он подкрепил ее знаниями, защитив диссертацию по инженерной механике в престижной лаборатории Sloan Automotive Lab в Массачусетском технологическом институте (MIT).

Впрочем, во время учебы у будущего автопроизводителя возникли сомнения. «Было мучительно осознавать, что люблю то, что загрязняет воздух и создает всякие проблемы — от геополитических конфликтов до смога и изменения климата», — вспоминает Скариндж. Поэтому он сменил курс, решив сконцентрироваться на безвредных для окружающей среды электрических автомобилях.

 

Неторопливый стартап Rivian был основан в 2009 году, он начал разрабатывать спортивный электромобиль-купе, сильно похожий на Roadster от Tesla, признается Скариндж. Однако пару лет спустя этот план был отправлен на полку. «Мы поняли, что не строили что-то действительно нужное миру и отличное от других продуктов на рынке», — объясняет он сейчас. Молодого предпринимателя первая неудача не смутила, он снова изменил вектор развития, переформулировав идею компании как «будущее мобильности» и сконцентрировавшись на люксовых грузопассажирских машинах.

Так почему же на создание первых машин ушло почти десять лет? «Мы выстраивали все элементы по порядку», — говорит Скариндж. То есть разрабатывали технологию, сильный бизнес-план, строили организацию, налаживали каналы поставки и систему производства. Он также потратил годы, собирая команду мечты из конструкторов и дизайнеров. В нее вошли Марк Виннельс, пришедший из McLaren, где он разрабатывал модели 720S и MP4-12C, и Джефф Хаммуд, ветеран компании Jeep — там он руководил работой над Grand Cherokee и Wrangler. Первый сейчас исполнительный директор Rivian по конструированию, второй — вице-президент по дизайну.

Чтобы оплатить свои «электрические мечты», Скариндж собрал $450 млн от трех крупных инвесторов: базирующейся в Саудовской Аравии инвестиционной группы Abdul Latif Jameel, которая имела крепкие связи с университетом MIT, японской Sumitomo Corp. и лондонского банка Standard Chartered.

 

В Rivian работает примерно 700 человек: половина в инжиниринговом центре в Плимуте, остальные главным образом в техцентрах в Сан-Хосе и Ирвине, Калифорния, еще несколько в конструкторском бюро в Великобритании. В ближайшие два года людей станет больше, по мере того как компания начнет наращивать производственные мощности на заводе в городе Нормал, штат Иллинойс, который Rivian приобрела у Mitsubishi в 2017 году за $16 млн.

С технической точки зрения R1T и R1S очень похожи. У них одинаковое шасси, похожее на скейтборд (то есть все механические компоненты — батарея, трансмиссия, подвеска — помещены в него). В компании говорят, что это отлично работает, заряда хватает примерно на 650 км, что почти на 120 км больше, чем у любого другого электромобиля из тех, что представлены на дорогах или готовятся к выпуску в ближайшие два года. В Rivian обещают также выдающееся управление и скорость, как у спортивной машины: обе модели будут способны разогнаться до 100 км/час примерно за три секунды. И главное, Rivian обещает возможности настоящего внедорожника. Попробуйте проехать на вашей Tesla по песчаному пляжу или вверх по каменистому холму!

Rivian
Rivian

Базовая цена пикапа составит порядка $68 000, а кроссовер будет стоить около $72 500 (при покупке этих моделей можно получить налоговый вычет). Хотя Rivian не раскрывает объемов предзаказа, компания амбициозно предполагает поставить 20 000 автомобилей (и пикапов, и джипов) в 2021 году и 40 000 авто в 2022-м, это означает $1,4 млрд и $2,8 млрд в продажах соответственно. Для сравнения: Tesla продала 22 000 экземпляров Model S за первый полный год и около 25 000 экземпляров Model X, когда та появилась.

Когда в следующем году в Нормале начнется производство, Rivian, как и Tesla, предполагает продавать продукцию напрямую потребителям, разместив несколько магазинов-витрин в стратегически важных местах в США, чтобы познакомить целевых клиентов со своим брендом. В планах расширение ассортимента, в разработке есть и пятиместный грузопассажирский автомобиль, а в будущем планируются и другие модели для приключений, говорит Скариндж. Он старается не наобещать лишнего: «Я стараюсь с посторонними не распространяться о  том, над чем мы работаем. Пусть результаты говорят сами за себя».

Потенциально даже более богатый источник доходов — это продажа технологических решений Rivian автопроизводителям и технологическим компаниям. «Мы можем предложить нашу «скейтбордную» технологию целиком или продавать ее фрагменты, например батарею», — говорит Скариндж. Хотя пока ни о каких партнерствах не объявлялось, Rivian ведет переговоры с известным брендом, который не является традиционным автопроизводителем, но не исключает сотрудничества с таковыми в будущем. И еще Rivian ожидает дополнительных капитальных инвестиций. «Ар-Джей создал компанию, которая может развернуться в мгновение ока», — объясняет Джон Шук, член совета директоров Rivian и бывший менеджер по производству Toyota в США и Японии.

 

В чем Скариндж видит свою миссию как главы компании теперь, когда его цель — стать производителем машин — воплотилась в жизнь? Он намерен гарантировать, что у Rivian есть четкое направление движения, подобрана правильная команда, а атмосфера позволяет людям работать без помех и волокиты. Но если выбирать, выпускник Массачусетского технологического предпочел бы лабораторию: «Мне доставляет удовольствие работать над нашей сетевой архитектурой и думать над нашей «скейтбордной» платформой». Иными словами, Ар-Джей только начинает разбег.

Перевод Марии Ханютиной

Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+