Инвестор без сапог: как обувной гигант Zenden похоронил 100 млн рублей в Крыму
На встрече с корреспондентом Forbes осенью 2016 года Андрей Павлов — основной владелец и гендиректор Zenden Group, второй по обороту обувной компании в стране (выручка в 2017 году — более 23 млрд рублей) — хвастался новым дизайном обувных коробок с изображением Ласточкиного гнезда, одного из символов Крыма. Новгородский предприниматель никогда не скрывал свой патриотизм и подчеркивал желание развивать отечественное производство. Присоединение Крыма он воспринял как личный вызов и новую возможность для бизнеса.
На полуострове Павлов мечтал открыть фабрику, которая бы выпускала по 1 млн пар обуви в год. А для начала арендовал в Евпатории цех, где наладил производство 5 000 сандалий под лейблом «Сделано в Крыму». Хоть Павлов в интервью РБК и называл проект «полусоциальным», надеясь подтянуть качество продукции и частично решить проблему безработицы в регионе, денег на инициативу он не жалел. «Стране нужно производство. На рентабельность я не смотрю, самое главное, чтобы проект был!» — заверял Павлов, затеяв стройку с бюджетом в 1 млрд рублей.
Миллиардная стройка
Проект выглядел многообещающе: надежные партнеры из профильного бизнеса, отсутствие в регионе конкуренции, субсидии для участника свободной экономической зоны (СЭЗ) и, по словам Павлова, предложение помощи лично от мэра Евпатории Андрея Филонова. С чиновником предприниматель познакомился на Ялтинском форуме в 2015 году. Мэру идея Zenden понравилась, и он пообещал «оказать максимальное содействие и лично следить за ходом реализации важного проекта для города», вспоминает Павлов. На радостях он и его партнеры из Ростова-на-Дону Денис Лысенко и Александр Харагоршев зарегистрировали ООО «Крым Шуз».
Через год под марш и торжественные речи состоялась закладка первого камня фабрики. «Евпатория ждала этого экономического прорыва», — с гордостью говорил Филонов с импровизированной сцены посреди степи. Новое предприятие должно было обеспечить более 500 рабочих мест и стать основой для развития в регионе производственного кластера с современной лабораторией и корпоративным университетом. Согласно первоначальному плану, фабрику планировалось построить к концу 2016-го.
День закладки камня для «Крым Шуз» мэр окрестил днем «освобождения Евпатории от курортной зависимости». Филонов знал, о чем говорил: раньше он работал советником главы Крыма по туризму, избирался депутатом горсовета, а также был сопредседателем городского комитета по защите прав предпринимателей и сам занимался бизнесом. Среди его деловых партнеров был и основатель фестиваля «КаZантип» Никита Маршунок: Филонов помогал фестивалю с землеотводом, писал украинский Forbes. Третьим компаньоном в проекте был Николай Карпов, которого журнал называл другом Филонова. По данным СПАРК, все трое связаны через ООО «Центр молодежных инициатив Зебра» (Филонов работал в центре, а Маршунок и Карпов в разное время числились среди его совладельцев), учредителем которого являлась кипрская «Казантип Лимитед». Карпов также оказался гендиректором строительной компании ООО «Сити Билдинг Компани» (СБК), зарегистрированной в Калуге — генерального подрядчика проекта фабрики Zenden. Причем во главе СБК он, по данным СПАРК, сменил Филонова. Павлов говорит, что компанию как контрагента ему рекомендовал Филонов.
Трещина в отношениях
Проблемы с обувным проектом начались уже спустя несколько месяцев после закладки первого камня. Осенью 2016-го Павлов обнаружил грубые нарушения на стройке. «Возникли вопросы к качеству материалов, соблюдению технологий заливки фундамента, состоянию металлоконструкций. Все это влияет на безопасную эксплуатацию будущего здания», — перечисляет основатель Zenden. Близкий к компании источник утверждает, что не заметить дефектов было невозможно: трещины и повреждения на несущих бетонных конструкциях, коррозия на арматуре. По результатам экспертизы, инициированной Павловым, техническое состояние фундаментов было признано ограниченно работоспособным, а состояние стеновой панели — недопустимым. Получить комментарии гендиректора СБК Карпова на момент публикации материала Forbes не удалось.
Сперва Павлов обратился с претензией к индивидуальному предпринимателю Сергею Шумейко, который был нанят для технического надзора за стройкой. По словам Павлова, этого партнера инвесторам также рекомендовал мэр Филонов. ИП Шумейко был зарегистрирован в феврале 2016 года и, помимо проекта Zenden, исполнил несколько мелких контрактов от муниципальных объектов, крупнейший из которых — технадзор Евпаторийской городской больницы на сумму чуть выше 100 000 рублей. К июлю 2017-го Шумейко и «Крым Шуз» обменялись исками в арбитраже. Первый обвинял компанию в неисполнении условий договора. В ответ «Крым Шуз» попытался взыскать с Шумейко более 633 000 рублей убытков из-за ненадлежащего оказания услуг. В декабре того же года суд не удовлетворил требования ИП, а компания Павлова в свою очередь отозвала иск. Владелец Zenden причины отказа от претензий не комментирует.
В августе 2017-го он подал еще два иска — на этот раз уже к генподрядчику СБК (на 25 млн рублей) и одному из субподрядчиков «Крымстройресурсу» (на 4,3 млн рублей). Последний был учрежден вскоре после решения о строительстве обувной фабрики Михаилом Берездецким. Ранее он возглавлял другую строительную компанию «ГК Регион Строй», зарегистрированную по тому же адресу в Калуге, что и СБК. В совокупности СБК, по данным СПАРК, выступает ответчиком по четырем арбитражным делам на 37,5 млн рублей.
Обращение в суд стало крайней мерой — инвестор пытался договориться с партнерами, рассказал Forbes собеседник, близкий к Zenden. По его данным, Павлов не раз встречался с Филоновым и даже с главой Крыма Сергеем Аксеновым, которого бизнесмен буквально поймал за руку во время Петербургского экономического форума. Встречи не просто не дали результатов — напротив, «Крым Шузу» «пригрозили административным ресурсом», знает источник Forbes: «Было сказано, что ничего переделывать и выплачивать не будут, шансов у вас нет. Если хотите, будем судиться годами». Тяжбы между обувным гигантом и крымскими подрядчиками и правда длятся почти два года, ближайшие заседания назначены на апрель.
«А что тянуть?»
Из текстов исков следует, что строительные работы фабрики не ведутся с декабря 2016 года. Чуть более года назад администрация Евпатории утверждала, что проект, тем не менее, будет завершен к декабрю 2019-го, писала газета «Коммерсантъ». Павлов тогда же говорил: как только будут урегулированы все вопросы с подрядчиками, возведение обувного кластера возобновится.
Теперь бизнесмен не так уверен в планах: «Какой смысл тянуть фабрику?» Цех, который Zenden арендовал в Евпатории, больше не действует. Партнеры Лысенко и Харагоршев вышли из проекта еще в марте 2017-го, до начала судебных тяжб. Претензий к ним у Павлова нет. Общий объем инвестиций в проект предприниматель не раскрывает, уточняя лишь, что сумма больше исковых требований к подрядчикам (около 30 млн рублей). По информации управления экономики администрации Евпатории, в 2015-2016 годах «Крым Шуз» вложила в строительство около 97,6 млн рублей.
Павлов утверждает, что тратил исключительно собственные средства, несмотря на то, что в 2016-м крупнейший на полуострове банк РНКБ открыл для Zenden кредитную линию лимитом 200 млн рублей. Также, по данным СПАРК, в сентябре 2017-го Минпромторг одобрил для «Крым Шуз» субсидию из федерального бюджета на 22,5 млн рублей (средства компания могла получить на возмещение затрат на проценты по кредитам, полученным в российских банках в 2013-2017 годах). В декабре 2017-го Совет по улучшению инвестиционного климата Крыма продлил сроки строительства фабрики и снизил налоговые отчисления для инвестора. Если первый договор предусматривал выплату 326,2 млн рублей налогов в течение 11 лет с момента начала работы фабрики, то проект нового — 142,6 млн рублей за восемь лет.
«Мы никакими льготами по финансированию не пользовались», — заверяет Павлов. Получить комментарии администрации Евпатории и мэра города Филонова на момент публикации материала Forbes не удалось.
Присутствие Zenden в Крыму сегодня ограничивается несколькими магазинами. Павлов результатами работы розницы доволен и планирует открыть новую большую точку площадью 1000 кв. м в ТЦ «Лаванда» в Севастополе. О замороженном проекте фабрики предприниматель говорит с сожалением: «Это бизнес, и здесь бывают удавшиеся и неудавшиеся проекты». Разбираться с контрагентами Павлов намерен «исключительно в рамках правового поля».