Хищение или конфликт акционеров. Что известно о деле Baring Vostok
В чем подозревают
15 февраля Басманный суд Москвы принял решение арестовать до 13 апреля менеджеров фонда Baring Vostok Вагана Абгаряна, Ивана Зюзина и Филиппа Дельпаля, а также гендиректора «Первого коллекторского бюро» (ПКБ) Максима Владимирова и бывшего председателя правления банка «Восточный», советника Норвик Банка Алексея Кордичева. Все они подозреваются в совершении «мошенничества в особо крупном размере в составе группы» (ч.4 ст.159 УК РФ, лишение свободы — до 10 лет). Шестого и главного фигуранта дела, основателя Baring Vostok Майкла Калви суд арестовывать не стал — его содержание под стражей продлили на 72 часа. 16 февраля суд вернется к рассмотрению ходатайства СК о его аресте.
Следствие считает, что Калви, зная о наличии у подконтрольного ему «Первого коллекторского бюро» долга в 2,5 млрд рублей перед банком «Восточный» (там у Baring Vostok контроль, 52%), организовал хищение этой суммы. Для этого Калви вошел в сговор с Дельпалем и Зюзиным (входят в совет директоров «Восточного»), а те помогли ему «ввести в заблуждение» еще одного члена совета директоров — Шерзода Юсупова. Калви в начале 2017 года убедил акционеров «Восточного» приобрести у ПКБ 59,9% в люксембургской International Financial Technology Group S.C.A. (IFTG) в счет погашения долга ПКБ ( акции были оценены в 3 млрд рублей, в то время как их реальная стоимость, как заявил следователь, составляла 600 000 рублей). В результате на балансе банка вместо долга в 2,5 млрд рублей оказались низколиквидные акции, а сумма долга была похищена. О случившемся в ФСБ заявил Юсупов. Один из фигурантов дела, Алексей Кордичев, уже начал давать показания. Его адвокат заявил, что тот «уже оказывает активное содействие следствию, раскрывает структуру хищения» и дал показания против других фигурантов дела.
Что говорят в Baring
Защита Калви утверждает — сбор доказательств у следствия занял всего пять дней - Шерзод Юсупов пришел в ФСБ 7 февраля, а уже 13 февраля было возбуждено уголовное дело. Именно конфликт с Юсуповым и крупнейшим миноритарием «Восточного», Артемом Аветисяном (у него 32% в банке), считает причиной того, что он стал подозреваемым в мошенничестве. Компания поддерживает эту позицию — задержание сотрудников Baring Vostok считает следствием акционерного конфликта вокруг банка «Восточный». «Мы убеждены в правомерности действий своих сотрудников и будем отстаивать их права. Baring Vostok ведет свою деятельность в России в полном соответствии с законодательством», — подчеркнули в компании.
По словам Калви, обвинения в его адрес — ложные, а стоимость пакета IFTG была оценена справедливо.
Аветисян — бывший владелец банка «Юниаструм» (миноритарием этого банка был и пришедший с заявлением в ФСБ Юсупов). В 2016 году Аветисян выкупил половину допэмиссии банка «Восточный» за 3 млрд руб. и вошел в его капитал. Об акционерном конфликте в банке прошлой осенью писал «Коммерсантъ». По сведениям издания, Аветисян хотел увеличить свою долю в кредитной организации. Конфликт обострился в сентябре, когда кипрская Evison Holdings (через нее Baring владеет 51,6% в банке) подала в суд на «Восточный» из-за назначения и.о. председателя правления Вячеслава Арутюняна, выходца из банка «Юниаструм» и человека Аветисяна. Иск был отозван только после того, как стороны договорились о компромиссной фигуре во главе правления — курировавшего работу с ВИП-клиентами банка Александра Нестеренко. Кроме того, стороны не могли договориться о том, за счет кого будет проводиться докапитализация банка на 5 млрд рублей. В середине января фонды Baring Vostok и Russia Partners заявляли, что готовы докапитализировать «Восточный» на 5 млрд рублей, выкупив допэмиссию банка. Эту перспективу Калви, выступая в суде, назвал одним из мотивов, по которым Шерзод Юсупов обратился в ФСБ, поскольку при докапитализации доля Аветисяна существенно бы размылась. Второй мотив, по мнению основателя Baring Vostok- «создать себе переговорную позицию для нашего отказа от требований в Лондонском суде» (цитата по ТАСС). В Лондоне стороны спорят о якобы имевшем место выводе средств из «Юниаструма» перед слиянием с «Восточным». «Аветисян вывел из подконтрольного ему банка значительные суммы под видом фиктивных сделок, они покупали грибную ферму, консервный завод и тому подобное», — говорит Калви. При этом Baring готовился к слиянию и не мог контролировать эти сделки.
Что говорит бизнес
Госменеджеры высказались по поводу ситуации с Калви в сочувственном тоне. «Я давно знаю Майкла Калви как порядочного и честного человека, много сделавшего для привлечения инвестиций в страну, для развития экономики и высокотехнологичных компаний, таких как «Яндекс», Ozon, «Тинькофф» и другие. И, не зная сущности обвинений, очень надеюсь, что правоохранительные органы разберутся, и это окажется недоразумением», — сказал глава Сбербанка Герман Греф (цитата по ТАСС). А глава Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев заявил, что готов лично поручиться за Калви. «Считаю, что он сделал очень многое для привлечения иностранных инвестиций в Российскую Федерацию, а также помог становлению многих российских компаний», — подчеркнул Дмитриев.
За 25 лет Baring Vostok вложил более $2,8 млрд в 80 компаний в России, Казахстане и на Украине, следует из информации на сайте фонда в самых разных отраслях (интернет, телекоммуникации, потребительский рынок и т.д.). Опрошенные Forbes участники венчурного рынка восприняли новость о уголовном деле в отношении Калви как удар по имиджу России и ее инвестиционному климату.
Что будет дальше
Конфликт между акционерами «Восточного» — тот случай, когда возможность дальнейших сценариев варьируется от умеренно мягких до бесконечно жестких, говорит партнер компании Urus Advisory Алексей Панин. «Это может быть арест с последующим освобождением (например, домашний арест или подписка о невыезде), т.е. все ограничится неким «сигналом», на котором все и закончится. Однако уже сейчас появились информация о возможных хищениях на сумму 2,5 млрд рублей, и учитывая ход крупных экономических дел в последние несколько лет, это плохая новость для подозреваемых. «Если в качестве меры пресечения будет избран арест, это неизбежно вызовет напряжение на международном политическом уровне. Я не помню, чтобы у нас приговаривали к какому-то очному сроку гражданина США, тем более такого статусного», — отмечает Панин. В этом случае можно ожидать очередного крупного скандала с участием России вплоть до новых санкций, под которыми, не исключено, подпишутся не только США, предполагает он.
По словам партнера TA Legal Conculting Ивана Тертычного, в случае, если Калви, Зюзин и Филипп Дельпаль окажутся по арестом надолго, им, скорее всего, придется уйти в отставку из совета директоров «Восточного», поскольку участвовать в его работе они не смогут. Тертычный допускает, что Baring на фоне сложившейся ситуации может даже продать свой пакет в «Восточном».