К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Умный мир: как работает экономика знаний

Фото Михаила Терещенко / ТАСС
Фото Михаила Терещенко / ТАСС
Человек пришел к осознанию того, что у нашей цивилизации не два ресурса — сырье и энергия, а три — сырье, энергия и знания

Археологи и антропологи полагают, что человек разумный мог появиться 40–45 000 лет назад. Наша цивилизация существенно моложе. На фоне этой многотысячелетней перспективы она кажется мгновением. Возникновение и взлет цивилизации человека разумного связаны не с освоением той или иной формы энергии, не с изобретением того или иного орудия, а с созданием инструмента накопления и передачи знания. Всего 5000 лет назад шумеры изобрели письменность, и человеческая история понеслась с невиданной прежде скоростью. Все, чем может гордиться человек разумный, возникло за период, составляющий всего 11% от истории нашего биологического вида.

Получается, что мы живем в экономике знаний существенно дольше, чем многим кажется. От появления первого европейского университета в XI веке до публикации «Математических начал натуральной философии» Исаака Ньютона прошло 600 лет, а до создания антибиотиков, ядерной бомбы и интернета — 900 с небольшим. Юваль Харари в своем последнем бестселлере Homo Deus постулировал: «Величайшим научным открытием было открытие невежества. Когда люди поняли, как мало знают о мире, у них появился сильнейший стимул к получению новых знаний, который разблокировал путь к прогрессу науки». Это осознание, которое случилось не одномоментно, дало старт Великим географическим открытиям и индустриальной революции.

Безусловно, наше время особенное. 90% знаний, которыми располагает человечество, получено за последние 30 лет, так же как 90% общего числа ученых и инженеров, подготовленных за всю историю цивилизации, — наши современники. Мы пришли к осознанию того, что у нашей цивилизации не два ресурса — сырье и энергия, а три — сырье, энергия и знания. Причем знания, в отличие от двух других ресурсов, неисчерпаемы, а их аккумуляция не имеет предела. И именно накопленные знания дают нам сегодня новые виды энергии и новые материалы.

 

Значительная часть этого номера посвящена, вероятно, самому важному интеллектуальному проекту новой России — «Сколково». Созданный по инициативе президента Медведева инновационный центр за восемь лет вырос в полноценный город со своим университетом и технопарком. Для руководителя этого проекта Виктора Вексельберга «Сколково» — несомненный вызов. Сырьевой миллиардер из 1990-х утверждает, что тратит более половины своего рабочего времени на инновационный центр. «Не побоюсь признаться, что 80% сколковских разработок для меня уже другой мир. Но знаете, жену Эйнштейна как-то спросили, понимает ли она теорию относительности. Она сказала: нет, но зато я понимаю Эйнштейна. Я немного отождествляю себя с этой женой: мне кажется, я понимаю инноваторов», — сказал Вексельберг в интервью Forbes. Думаю, в похожей ситуации оказались многие, если не все. Масштаб технологических изменений в мире трудно осознать, еще сложнее представить себе их последствия. Но благодаря «Сколково» у страны появился шанс не остаться совсем в стороне от этих изменений.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+