Нелегальные онлайн-продажи алкоголя в России за год выросли на 23%
Объем нелегальных онлайн-продаж спиртных напитков в России вырос за год на 23% и достиг 2,1 млрд рублей. В такую сумму оценивает оборот российского «теневого» рынка продаж алкоголя через интернет в 2018 году международная компания Group-IB, специализирующаяся на предотвращении кибератак.
Всего эксперты компании выявили в России 4000 сайтов, торгующих алкоголем в обход действующего законодательства, запрещающего онлайн-торговлю спиртными напитками, и почти 3000 связанных с ними web-ресурсов. Их оборот за год вырос на 400 млн рублей, несмотря на активное противодействие регулятора, блокирующего сайты, занимающиеся незаконной продажей спиртного.
В ответ злоумышленники используют схему, заключающуюся в создании многочисленных «зеркал» своих алкомагазинов для оперативного переезда с одного домена на другой в случае блокировки. Подобную схему используют как перекупщики, перепродающие через интернет алкоголь, купленный в розничных сетях, так и мошенники, торгующие контрафактом.
Самая большая группа, которую выявили специалисты направления Brand Protection компании Group-IB, насчитывала 86 связанных доменов. Ресурс alcolavca.com до недавнего времени объединял 45 аффилированных сайтов, большую часть из которых уже удалось заблокировать.
По данным Brand Protection Group-IB, средняя посещаемость сайта, продающего алкоголь с доставкой, составляет 190 пользователей в сутки (5700 — в месяц). Если средняя стоимость одной покупки достигает 1100 рублей при конверсии в 0,7%, то ежемесячная выручка 4000 онлайн-магазинов составляет 174,5 млн рублей. Таким образом, оборот нелегальной продажи алкоголя через интернет в России равняется, по итогам 2018 года, 2,1 млрд рублей, что на 23% выше, чем в прошлом году.
Аналитики Group-IB отмечают, что в 2018 году интерес россиян к приобретению алкоголя через интернет вырос. Количество запросов в поисковике «купить алкоголь» увеличилось за год более чем на 35%, запросов «доставка алкоголя» — на 30%. Важную роль в незаконном бизнесе играет реклама в Telegram-каналах, каждый из которых может насчитывать до 3000 подписчиков, и в соцсетях.
В предпраздничные месяцы количество запросов на покупку алкоголя в сети увеличивается на 28%. В связи с этим первая массовая регистрации доменов для продажи алкогольных напитков началась в 2018 году накануне майских праздников и продолжалась во время чемпионата мира по футболу. Вторая волна пришлась на октябрь. А пик регистраций был зафиксирован в декабре.
Глава департамента инновационной защиты бренда и интеллектуальной собственности Group-IB Андрей Бусаргин отмечает, что блокировки незаконных сайтов регулятором имели позитивный эффект, но злоумышленники активно противодействуют блокировкам не только с помощью регистрации новых сайтов и постоянных «переездов» с домена на домен, но и выискивая различные лазейки в законе. «Широко используются схемы продажи сувениров — брелков, магнитов, табачных аксессуаров, в «подарок» к которым привозят спиртное», — рассказал Бусаргин.
Он подчеркнул, что используются также и более сложные схемы, в том числе ресурсы закрытого типа с использованием QR-кодов для перехода на скрытые сайты, не индексирующиеся поисковыми системами и поэтому недоступные для автоматической блокировки.
Злоумышленники, продающие контрафакт, могут приобрести в интернете составные части так называемого «алкогольного конструктора», позволяющего производить подделки известных брендов. В такие наборы входят бутылки, этикетки, пробки и фирменные коробки. Стоимость мини-завода по производству контрафакта начинается от 500 000 рублей.
По словам Бусаргина, покупка самой линии розлива и даже производства не сложнее заказа книги или смартфона. «Несмотря на то, что такие подпольные мини-заводы ежегодно закрываются десятками, всегда находятся смельчаки, готовые рискнуть своей свободой и чужим здоровьем ради быстрого получения сверхприбылей», — заявил он.