Мировой рынок крепкого алкоголя растет примерно на 1,5-2% ежегодно, и 2018 год не стал исключением. В США сейчас этот опережающий рост относится не только к премиальной продукции (виски, ром, водка и др.), но и к пиву. Например, отмечается увеличение интереса к крафтовому пиву, хотя оно значительно дороже, чем обычное. Потребитель хочет пробовать что-то новое на вкус, несмотря на высокую цену. Но эта тенденция больше относится к рынкам США и Европы, где кризисные явления не так остры, как в России. В нашей стране из-за стремительного снижения покупательской способности ситуация совершенно другая.
Рынок суррогата не сдает позиций
В обозримом будущем на российском рынке намечается падение продаж водки на 2%, которое прогнозируется различными аналитическими агентствами как продолжительное. Согласно данным, в России падение продаж крепкого алкоголя ожидается минимум еще 10 лет.
Официальная статистика показывает, что количество потребляющих алкоголь снизилось. Но это за счет того, что в эту статистику попадает только легальная продукция без учета черного рынка. Однако в последнее время доля нелегального алкоголя существенно выросла — примерно на 28%. Это произошло как за счет роста контрафакта и суррогата, так и ценовой политики — увеличения акцизов, сборов и налогов. При этом введенная система контроля за оборотом алкоголя ЕГАИС позволила полностью расчистить белый рынок, но в то же время заставила часть компаний, которые не хотели нести затраты по ее введению и на работу с ней, уйти в серое и черное поле.
Таким образом, потребление алкоголя в России никак не снизилось, а напротив — даже выросло, но переместилось, к сожалению, в сторону потребления дешевого и неконтролируемого по качеству продукта, в том числе суррогата. Исключением становится пиво: здесь по экономическим соображениям подделок нет.
Производство или импорт — кто кого?
Несмотря на то что, согласно статистическим данным, потребление крепкого алкоголя в России падает, его производство, как это ни удивительно, все-таки растет. В 2017-2018 годах выпуск водки и российского коньяка увеличился примерно на 9-11%.
Вместе с тем последние несколько лет покупательная способность российского потребителя снижается, из-за чего происходит спад производства по игристым и шампанским винам. Мы фиксируем снижение примерно на 13-15%, по ликерным винам — на 30%, по виноградным винам — 13%. Отчасти это связано, во-первых, с тем, что до 2018 года интенсивно рос импорт, так как цены на такую продукцию можно было сделать привлекательными для россиян за счет более-менее стабильного курса рубля.
Во-вторых, как известно, отечественный производитель, особенно по вину, не может конкурировать с импортными брендами. Отчего главными игроками на российском рынке остаются страны традиционного виноделия, в первую очередь Франция и Италия, на которые приходится 20-25% всего импортного вина. За ними следуют вина Нового Света (Чили, Аргентина), которые занимают примерно 20% импорта.
Касательно крепкого алкоголя, Франция — безусловный лидер по поставкам коньяка, монополист в импортном сегменте. Великобритания и Ирландия экспортируют виски, а США занимаются поставками бурбона. Все остальное — незначительный сегмент нишевых напитков, таких как текила, ром, где основные поставщики — страны Латинской Америки.
В 2017-2018 годах импорт алкогольных и безалкогольных напитков составил примерно $2,5-2,8 млрд, что на 30% выше такого же показателя в 2016 году. Если рассмотреть импорт по группам товаров, то 40% составляет крепкий алкоголь, 38-40% — вина и виноградные натуральные напитки, 7% — пиво. При этом импорт пива продолжает расти за счет того, что есть консервативные потребители, которые в этом сегменте отдают предпочтение конкретным брендам.
Рост импорта продолжается, но он сильно замедлен.
Что ожидает алкогольный рынок в 2019 году
1 января 2019 года всех ждет повышение ставки НДС с 18% до 20%, алкогольная отрасль не станет исключением, что скажется на себестоимости продукции и в итоге на отпускной цене для потребителя.
В последнее время активно обсуждается проблема маркировки импортной продукции. Предлагается замена традиционной марки или введение дополнительной, которая бы позволяла маркировать каждую бутылку, а не партии. Такие марки должны начать работать уже со следующего года, вопрос почти решен. Однако на алкогольном рынке они еще не присутствуют, при принятом законе производители и импортеры по-прежнему сталкиваются с проблемой их получения. При этом постоянно обсуждается вопрос о введении маркировки на пивную продукцию. Пока решение не принято и, надеемся, принято не будет, потому что оно стало бы чудовищным для развития этой отрасли.
В целом алкогольный рынок максимально зарегулирован и отвечает всем требованиям контроля, в первую очередь за счет глобально введенной системы ЕГАИС, которая работает во всех сегментах. Кроме того, алкогольные компании параллельно с этим подают реестр по всем видам продаж своей продукции в налоговые органы.