США вряд ли решатся применить в отношении крупнейших нефтегазовых компаний России, таких как «Газпром», «Роснефть» и «Лукойл», такие же санкции, какие в апреле 2018 года были введены против «Русала», так как это приведет к энергетическому коллапсу в Европе. Об этом заявил глава британского нефтегазового гиганта BP Боб Дадли в ходе форума Oil & Money Conference в Лондоне, сообщило агентство Reuters.
«Не думаю, что это может случиться», — сказал Дадли. Комментируя возможные действия компании в случае, если Вашингтон объявит о новых антироссийских санкциях, которые затронут долю BP в «Роснефти». Он отметил, что если такие компании, как «Газпром», «Роснефть» или «Лукойл» попадут под такие же санкции США, как «Русал», то «это в буквальном смысле обрушит энергетическую систему всей Европы» (цитата по агентству РИА Новости).
По словам 63-летнего Дадли, который с 2003 по 2008 годы был гендиректором российской нефтяной компании TNK-BP и с июня 2010 года возглавляет британскую BP, введение Вашингтоном подобных санкций «довольно экстремальная вещь, которая может случиться». Он рассказал, что BP аккуратно инвестирует в Россию, причем не только в «Роснефть». А что касается «Роснефти», то это, по его словам, серьезная компания и BP с ней работает. «Они настоящие профессионалы, и мы очень рады этой инвестиции. Но мы очень-очень аккуратны», — подчеркнул глава британской компании.
В настоящее время BP является вторым по величине акционером «Роснефти» с долей в 19,75%. 50% плюс три акции нефтяной компании принадлежат «Роснефтегазу», которым владеет государство, суверенному фонду Катара (Qatar Investment Authority, QIA) принадлежат 18,93% акций российской компании, швейцарскому нефтетрейдеру Glencore — 0,57%.
Санкции и нефть
США последовательно вводят антироссийские санкции с 2014 года в связи с воссоединением Крыма с Россией и кризисом на Украине. В сентябре 2014 года в санкционный список Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) Минфина США попали «Газпром», «Лукойл» и «Роснефть». Тогда Вашингтон запретил экспорт товаров, услуг и технологий в поддержку проектов этих компаний по добыче нефти на глубоководных участках, арктическом шельфе или в сланцевых пластах.
2 августа 2017 года президент США Дональд Трамп подписал закон «О противостоянии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA), предусматривающий возможность введения дополнительных ограничительных мер в отношении любых компаний и физлиц, заключивших существенную сделку с предприятиями российского оборонно-промышленного комплекса. Закон вступил в силу 29 января 2018 года.
6 апреля 2018 года на сайте Минфина США был опубликован новый санкционный список. В нем оказались семь российских миллиардеров из списка Forbes (Олег Дерипаска, Виктор Вексельберг, Сулейман Керимов, Владимир Богданов, Игорь Ротенберг, Кирилл Шамалов и Андрей Скоч), а также 15 связанных с ними и с экспортом вооружений компаний. Среди них оказались и компании Дерипаски En+ Group, Группа ГАЗ, «Базовый элемент», «Русские машины» и «Русал».
Вашингтон объяснил новые санкции тем, что Кремль участвует в «злостных действиях по всему миру», в том числе продолжает оккупировать Крым, провоцирует насилие на востоке Украины, поддерживает режим Башара Асада в Сирии и пытается подорвать западные демократии при помощи злонамеренной киберактивности. В Минфине США заверили, что после введения новых санкций «у российских олигархов не будет шансов получать прибыль от российской коррумпированной системы и они не будут изолированы от последствий дестабилизирующей деятельности своего правительства».
После объявления ограничительных мер активы лиц и компаний, попавших в санкционный список, на территории США были заморожены. Американским инвесторам дали срок для того, чтобы избавиться от акций и бондов En+, Группы ГАЗ и «Русала» и завершить контракты с компаниями из санкционного списка.
Позднее, в сентябре 2018 года, США признали, что не могут ввести в отношении России столь же всеохватывающие санкции, как против Ирана или КНДР, потому что российская экономика слишком масштабна и хорошо интегрирована в международную финансовую систему. Но выход, по словам помощника министра финансов США Маршала Биллингсли, есть. Вашингтон использует санкционные инструменты, позволяющие «оказать максимальное давление на Россию, сводя к минимуму непреднамеренные побочные эффекты для Соединенных Штатов, их европейских союзников и мировой экономики», заявил Биллингсли на слушаниях в подкомитете по финансовым службам и торговле Палаты представителей Конгресса США.
Один из таких инструментов — американские санкции против российских олигархов. В качестве примера Биллингсли привел Дерипаску и Вексельберга и их ключевые активы — «Русал» и EN+, и Renova Group. Последние неразрывно интегрированы в мировую экономику и цепочки поставок, в том числе в ряд ближайших союзников США по НАТО. Тем не менее, отметил помощник главы Минфина США, после введения санкций 6 апреля 2018 года личный капитал Дерипаски сократился более, чем на 50% и цена акций EN+ на Лондонской бирже упала. Состояние Вексельберга уменьшилось на $3 млрд, а Renova Group была вынуждена избавиться от предприятий в Швейцарии и Италии.
В энергетическом секторе России, напомнил Биллингсли, США ввели ограничения против 20 российских компаний, а секторальные санкциями — против еще 80 компаний.