Москва пришла к платным парковкам гораздо позже Нью-Йорка, но сумела извлечь из этого выгоду: столица постаралась учесть все слабые места в работе иностранных коллег и представила более современное решение, которое отличается от привычного американцам.
Система оплаты
Одно из главных отличий — возможность оплатить парковку наличными в Нью-Йорке и отсутствие таковой в Москве. Официально столичные власти заявляли, что оплата наличными не была популярна и что жителям гораздо удобнее платить по смс или через мобильное приложение. Экс-гендиректор ГКУ «Администратор московского парковочного пространства», а сейчас генеральный директор и основатель компании Urban Innovations Group Сергей Мариничев говорит, что власти не собирались вводить оплату парковки наличными из-за сложностей в обслуживании таких паркоматов.
«Мы изначально отмели возможность оплачивать наличными, потому что, если бы мы оставили наличные деньги в каждом паркомате, то АМПП пришлось бы тратить много средств на инкассацию, а инкассация одного паркомата обходится в 5000 рублей. Второй вопрос — сколько нужно было бы всего сделать, чтобы обеспечить безопасность этих паркоматов. Поэтому Москва сразу сказала наличным деньгам «нет», — поясняет Мариничев.
В Нью-Йорке для оплаты парковки можно внести наличные через паркомат либо заплатить картой, после чего необходимо положить квитанцию под стекло автомобиля. Кроме того, c 2017 года оплатить парковку можно через мобильное приложение. Поэтому, если инспектор не увидит под стеклом чек, то сначала он проверит, не воспользовался ли владелец авто приложением. И если данные об оплате отсутствуют и там, то штрафа не избежать. Правда, водитель мог просто забыть положить талончик на видное место, или его чек мог упасть с торпеды автомобиля. В таком случае штраф можно оспорить. Нужно только предъявить квитанцию, которая подтвердит факт оплаты в нужном месте и в нужное время.
«Раньше были случаи, когда пользователи отменяли транзакцию после оплаты. При этом инспектор видит квитанцию — парковка оплачена, паркомат зафиксировал оплату, но деньги так и не поступили, данные по сумме оплат и фактическое количество переведенных средств не сходятся. Самостоятельно власти не могли решить эту проблему. Мы создали платформу для интеграции существующих каналов оплаты, которая позволяет, не ломая систему, привести все в порядок», — рассказывает Мариничев.
Экс-глава компании «СитиПаркинг», которая создавала парковочные решения для ГУП ДГС (запускал платные парковки закрытого типа на Новом Арбате в Москве. — Forbes), и «Яндекс.Парковки», а также бывший руководитель аналитического центра «Яндекс.Пробки» Павел Гольдин отметил, что не слышал о массовости такого вида мошенничества, хотя парковочными системами в Нью-Йорке он занимается с 2013 года. Возможно, они были распространены ранее.
«Банковская структура довольно сильно продвинулась вперед, и вернуть деньги сейчас будет очень сложно — нужно связываться с банком, писать заявление... Один раз они могут вернуть деньги, но если пытаться это делать постоянно, у банка возникнут вопросы. Сложнее объяснить банку, почему отменяется транзакция, чем оплатить парковку. Нашел парковку на Манхэттене — день уже удался. Здесь никто не будет усложнять себе жизнь, чтобы сэкономить три доллара», — объясняет Гольдин.
При этом он вспоминает, что бывали случаи, когда автовладельцы покупали оплаченные парковочные талончики у соседей по парковке, чтобы потом обжаловать выписанный штраф. Но и такие случаи скорее исключение, считает он.
Еще одно важное отличие в системах оплаты — за парковку в Москве можно платить поминутно и останавливать парковочную сессию в любое время с возвратом денег, если оплата производится через приложение. В Нью-Йорке даже в приложении можно оплачивать парковку только интервалами по 15 минут, возможности оплатить более короткий промежуток времени нет.
Инфраструктура
Мариничев считает, что московская система более понятна и открыта для пользователя: места парковки расчерчены, нанесены на карте в приложении и на сайте АМПП.
«В Москве информация о парковках полностью публична, власти отчитываются даже о том, сколько средств собрано и потрачено. Каждая парковочная зона сопровождается информационной табличкой с инструкцией. В США на улицах, кроме крупных знаков парковки и ограничений, вы не увидите никаких инструкций — ищите паркомат, и, может быть, на нем будет какая-то подсказка. В худшем случае знаки, которые стоят на улице, могут запутать водителя: нигде нет четкой разметки, непонятно, где можно стоять, а где — нет, где и в какое время будет проводиться уборка», — говорит Мариничев.
По его словам, непонятные знаки — еще не самое страшное. В Чикаго, например, действует запрет на парковку, если высота снежного покрова достигает двух дюймов. И непонятно, что делать водителю, который поставил свою машину на стоянку еще до начала снегопада...
«Москва сразу старалась построить удобную систему, используя современные технологии, в США же такая система сложилась исторически. На мой взгляд, она не очень удобна, но люди к этому привыкли», — подтверждает Гольдин.
В Нью-Йорке с 2017 года есть приложение для оплаты парковки, но привычных москвичам сервисов там нет.
«Человеку действительно приходится каждый раз вычислять, может он здесь стоять или нет, знаки довольно сложные: стоянка только для коммерческого транспорта по средам до 14 часов, дни уборки, пожарные гидранты, ведомственные парковки... И всегда есть шанс, что водитель не заметит какое-нибудь уточнение и получит штраф, например, потому, что здесь можно было стоять только до определенного времени», — соглашается Гольдин.
При этом эксперты сходятся во мнении, что в мобильное приложение можно было бы внедрить оповещения о том, сколько времени машина может стоять на этом месте, в какое время там запланирована уборка, какие правила действуют на этом участке дороги. То же касается и паркоматов — водитель может оплатить парковку на несколько часов, но терминал не предупредит его о том, что в это время здесь стоять нельзя, а просто примет деньги. И водитель, даже не желая нарушать, все равно получит штраф.
«Я думаю, что это связано с тем, что менять когда-то созданные куски системы очень сложно, гораздо сложнее, чем делать все с нуля. Некоторые чиновники признавались, что специально ничего не меняют и сделали «закрытую» систему, чтобы собирать больше штрафов. В одном из муниципалитетов США оплата парковки приносит всего $5 млн в год, а штрафы — около $90 млн», — говорит Мариничев.
Гольдин также считает, что власти Нью-Йорка сознательно не стараются упростить систему для понимания жителей. «Штрафы — это приличная, существенная сумма для города, подозреваю, что это тоже определенный доход. Они вроде бы не стремятся его увеличивать, но баланс соблюдают», — считает он.
Сейчас пользователям доступна бета-версия нового сайта управления транспорта Нью-Йорка (DOT), где на карте отмечены запрещающие и устанавливающие те или иные ограничения знаки. На этой карте можно посмотреть, в какое время и как долго можно стоять на разных улицах в городе. Правда, заходя на сайт, пользователь видит сообщение о том, что данные обновляются по мере возможности, в связи с чем водитель все равно должен самостоятельно проверить, может ли он оставить машину на конкретном месте.
Кроме того, в США довольно сложная система парковочных разрешений. «Каждый муниципалитет придумывает «тонну» разных разрешений: для резидентов, для коммерческого транспорта, для машин из другого штата, разные гостевые, которые могут выписать резиденты на авто своего гостя. Все разрешения платные и выдаются на разные периоды времени. Выдаются разрешения не в виде электронной записи в парковочной системе, а в виде различного рода наклеек на лобовые стекла и талончики, которые вешаются на водительском боковом стекле», — добавляет Мариничев.
Он отмечает, что системы информирования о статусе разрешения в штатах не существует, владелец авто должен сам прийти в соответствующую службу и получить разрешение или продлить его. «В Москве все электронно. Сейчас сервис развивается и, насколько мне известно, будет уведомлять пользователя о выдаче (активизации) разрешения, о сроке окончания его действия», — поясняет Мариничев.
Блокиратор
В некоторых случаях нью-йоркский инспектор может установить на колесо машины блокиратор. В Москве же власти с подобным видом наказания даже не экспериментировали.
«Блокиратор — это удерживание чужого имущества. Одно дело — когда эвакуируют машину, это устранение нарушения. Машина эвакуируется и помещается на штрафстоянку. А другое дело — когда вы удерживаете чужое имущество. При этом не решается проблема — нарушение-то осталось. Поэтому в Москве их не используют», — пояснил Мариничев.
Гольдин отмечает, что американские полицейские помимо оплаты парковки и нарушений ПДД проверяют машину еще по нескольким параметрам. Например, смотрят, не интересуются ли владельцем приставы. Если эта догадка подтверждается, на авто могут повесить блокиратор. То же ждет машину, у владельца которой накопилось много неоплаченных штрафов.
«Когда водитель подходит к машине и видит, что ему поставили блокиратор, он может связаться с полицией и попытаться убедить инспекторов, что он оплатит штрафы или что произошла какая-то ошибка. Если ему удастся их убедить, они могут либо приехать, чтобы снять блокиратор, либо продиктовать ему пинкод, чтобы он сам его снял», — говорит Гольдин.
Система контроля оплаты
Контролем оплаты парковки в Нью-Йорке занимаются пешие инспекторы, которые работают с компьютерами и мобильными принтерами. В случае необходимости инспектор распечатывает квитанцию со штрафом и кладет ее на стекло.
«Парконов здесь нет. Есть специальные машины, которые ездят в платной зоне. Если какой-то автомобиль вызывает подозрения, водитель сообщает об этом инспектору, и он дополнительно уже проверяет конкретную машину, а не каждую, стоящую на этом участке», — поясняет Гольдин, предполагая, что парконы в Нью-Йорке были бы неэффективны еще и из-за того, что паркуются местные автомобилисты вплотную.
Для американцев машина уже давно перестала быть предметом роскоши, поэтому бамперы они не жалеют. Чтобы влезть на парковочное место или вылезти с него, они буквально могут расталкивать соседей, оставляя царапины и сколы, — такие боевые отметины есть у многих авто в штатах.
Мариничев добавляет, что некоторые американские инспекторы могут стоять рядом с машиной и ждать, пока закончится оплаченный период, чтобы сразу после выписать штраф. В Нью-Йорке водителю на оплату дается пять минут, в Москве — 15. Это минимальное время, которое должно пройти между двумя фиксациями одной и той же машины.
«Говорят, что Москва скопировала английскую или французскую систему. Это неправда. Москва вообще не копировала ни одну систему в мире, она придумала свою, используя фрагменты разных систем. Но наша система была сделана в таком виде впервые в мире. Сейчас, по информации участников рынка, похожая система создается в Чикаго, но нигде в интернете следов этого нет — ни на официальном портале, ни в прессе. Майами идут по тому же пути», — заключает Мариничев.