Президент США Дональд Трамп публично раскритиковал Германию за поддержку строительства газопровода «Северный поток — 2» во время визита в Брюссель, сообщает Reuters. Американскому лидеру «очень грустно», что Россия будет поставлять газ за миллиарды долларов.
«Германия платит миллиарды долларов в год России, а мы защищаем эту страну от России. Они строят газопровод, цель которого — платить миллиарды долларов в казну России. Я считаю, что это совершенно неприемлемо. Плюс бывший канцлер Германии работает на российскую газовую компанию», — заявил Трамп. Президент отметил, что Германия платит в НАТО чуть более 1%, и назвал подобную ситуацию несправедливой.
Трамп действует исключительно в логике национальных интересов США, полностью игнорируя свойственную для саммитов такого уровня la politesse, объясняет генеральный директор «УК Спутник — Управление капиталом» Александр Лосев. Дело в том, что и дефицит США в торговле с ЕС и прежде всего с Германией, и возросшие оборонные расходы при колоссальном уровне долга, и необходимость создавать рабочие места и «содействовать процветанию Америки» находятся среди первоочередных целей, стоящих перед администрацией США.
«Учитывая, что общие затраты Соединенных Штатов на оборону в 2018 фискальном году превышают $800 млрд (бюджет Пентагона, Минэнергетики и финансирование спецопераций), перед Трампом стоит задача переложить часть этих расходов на европейских союзников по НАТО. Россия, обозначенная в качестве противника в доктринальных документах США верхнего уровня (Стратегия национальной безопасности США, Стратегия национальной обороны США, Обзор ядерных сил, Стратегия третьего противовеса и пр.), является идеальным «пугалом» для стран — членов НАТО», — рассуждает Лосев.
Как пояснил Forbes Александр Собко, аналитик Центра энергетики Московской школы управления «Сколково», Трамп обеспокоен в первую очередь не ростом роли Германии на энергетическом рынке, а конкуренцией российского газа и СПГ. Новый газопровод, при сохранении в той или иной степени украинского коридора, резко увеличивает газопроводные мощности из России в ЕС.
«При этом в ближайшие годы в Европе прогнозируется рост импорта газа на фоне стагнации спроса и падения собственной добычи. Этот дополнительный объём импорта США могли бы закрыть своим СПГ. Но для этого желательно ограничить газопроводные мощности поставщиков сетевого газа (в первую очередь России), т. к. в среднем российский газ оказывается дешевле СПГ», — полагает Собко.
Между тем, по словам аналитика, словесное давление на Германию не приносит результатов. Официально проект «Северный поток—2» не попадает под санкции, поскольку газопроводные проекты, запущенные после 2 августа 2017 года (а «Северный поток—2» именно такой проект) выведены из под санкционного режима, считает Собко: «Опасения сохраняются из-за несколько размытых формулировок, кроме того, теоретически никто не мешает объявить о новом пакете санкций в условиях, когда США крайне заинтересованы не допустить строительства газопровода «Северный поток — 2».
Как отмечает Александр Лосев, в законе «О противодействии противникам Америки посредством санкций» прямо упоминается необходимость противодействовать строительству газопровода «Северный поток — 2», и Трамп, таким образом, пытается исполнить требования федерального законодательства США. Более того, даже в параграфе 257 этого закона, где говорится об энергетической безопасности Украины и блокировании проекта «Северный поток», финальная фраза мер звучит следующим образом: «Правительству Соединенных Штатов следует уделять первоочередное внимание экспорту энергетических ресурсов из США в целях создания американских рабочих мест, оказания помощи союзникам и партнерам Соединенных Штатов и укрепления внешней политики Соединенных Штатов».
Необходимо также принимать во внимание, что согласно данным доклада EIA Соединенные Штаты стали чистым экспортером природного газа со второго квартала 2018 года и в 2019 году продолжит расти экспортный потенциал американского СПГ. В этой связи вполне логично, что Трамп пытается занять нишу на европейском энергорынке для компаний США.
К тому же действие закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций» не ограничился только этим годом, он имеет пролонгированное действие, и там написано, что он будет делать каждый год, и в какие сроки они будут пересматривать и анализировать последствия применения санкционного давления как на Россию, так и на те страны и компании, которые с Россией сотрудничают.
Трамп рассчитывает, что европейских союзников по НАТО будет возможность подумать и принять решения о некоторых уступках своему заокеанскому партнеру.
«А что касается фрау Меркель и большинства европейских политиков, то им волей-неволей придется следовать так называемой Трансатлантической солидарности и подчиниться ряду требований США, если не по вопросу «Северного потока», так хотя бы по увеличению расходов на оборону в рамках НАТО. И здесь можно вспомнить высказывание выдающегося немецкого философа Иммануила Канта: «Wer sich zum Wurm macht, kann nachher nicht klagen, wenn er mit Füßen getreten wird» («Тот, кто становится пресмыкающимся червем, может ли потом жаловаться, что его растоптали?»), — заключает Лосев.
Проект «Северный поток — 2» (Nord Stream 2) предполагает строительство к 2019 году двух ниток магистрального газопровода из России в Германию по дну Балтийского моря. Протяженность газопровода, который должны проложить рядом с уже действующим «Северным потоком», составит 1220 км. Общая стоимость оценивается в €9,5 млрд. Запланированный срок службы газопровода — 50 лет.
Пропускная способность нового газопровода — 55 млрд куб. м газа в год. С учетом газопровода «Северный поток», который сдан в эксплуатацию в октябре 2012 года, Россия сможет экспортировать в Германию до 110 млрд куб. м газа в год. Сегодня объем транзита российского газа через территорию Украины составляет 94 млрд куб. м. Стоимость прокачки газа по новому маршруту будет в 1,6 раза ниже издержек, которые «Газпром» несет при транзите через украинскую территорию.
Для реализации проекта в Швейцарии создана компания Nord Stream 2 AG. Она запросила в пяти странах, в территориальных водах которых будет проложен новый газопровод, соответствующие разрешения.
Три страны — Германия, Финляндия и Швеция — уже выдали эти разрешения. От Дании разрешение пока ожидается.