К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Спросите жителей: как архитекторы пытаются убедить москвичей в преимуществах реновации

Фото Анны Майоровой / Ura.ru / TASS
Фото Анны Майоровой / Ura.ru / TASS
Программа реновации пятиэтажек в Москве приобрела бы больше сторонников, если бы эти планы шире обсуждались с горожанами. Архитекторы, имеющие опыт соучаствующего проектирования, знают, что вовлечение жителей будущих домов в проект на этапе формулировки технического задания помогает сгладить углы

В конце прошлого года вступил в силу федеральный закон №455 «О внесении изменений в градостроительный кодекс России»: документ опубликовали в «Российской газете» под Новый год, 31 декабря. Закон действует с момента публикации. Поправки к градостроительному кодексу позволяют выбирать форму дискуссии для градостроительных проектов: либо публичные слушания, либо общественные обсуждения, которые «могут проводиться в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети интернет».

Иными словами, теперь власти могут без очных собраний и открытых дискуссий с горожанами информировать жителей о проектах генеральных планов, правилах землепользования и застройки, благоустройства территорий, планировок и межевания территории, реконструкции объектов капитального строительства. Ранее все эти вопросы требовалось в обязательном порядке обсуждать на публичных слушаниях, то есть лицом к лицу с жителями.

С одной стороны, интернет-формат позволяет охватить больше людей. С другой — настоящий диалог градостроителей и жителей все-таки происходит в личном общении.

 

Вовлечение вместо уведомления

Мировой опыт показывает: людей нужно не просто информировать, давать им пояснения по готовым проектам. Нужно еще на этапе постановки задачи и разработки проекта спрашивать мнение жителей, а затем формулировать вместе с ними техническое здание. Такой подход позволяет создать востребованный проект и избежать конфликтов. Когда градостроительные проекты, даже самые благонамеренные, спускаются сверху и навязываются конечным пользователям, не стоит ожидать их безоговорочного принятия.

Именно из осознания необходимости взаимодействовать со всеми интересантами в США и Европе в 1960-е годы возникла практика соучаствующего проектирования, когда для выявления истинных потребностей и желаний бенефициаров проекта их вовлекают в процесс проектирования на самых ранних этапах. Так становится возможным превентивное разрешение спорных ситуаций и повышение эффективности проекта. Ключевые заинтересованные стороны — это жители проектируемой территории, действующие здесь экономические и политические субъекты, экспертное сообщество и активисты, неравнодушные к судьбе города.

 

Среди адептов метода соучаствующего проектирования выделяется немецкий архитектор Сьюзан Хоффман. Она придумала метод под названием Die Baupiloten, при котором проекты начинаются с глубокой проработки ожиданий конечных бенефициаров. Для разных возрастных групп архитекторы разработали отдельные методики — творческие занятия для дошколят, с которыми общаются, чтобы выяснить, какой детский сад им нужен, или настольная игра «Дом мечты», когда  у взрослых выясняют, какое функциональное наполнение и атмосфера для них будет комфортной в новом жилом квартале.

В рамках программы Организации объединенных наций по устойчивому развитию населенных пунктов (ООН-Хабитат) при планировании развития территорий используются игровые методы в работе с городскими сообществами. Порой эти методы весьма необычны: например, для определения предпочтений жителей используют компьютерную игру Minecraft. С ее помощью жители могут визуализировать свои желания через создание 3D-модели своего района.

На Гаити этот метод применили для выяснения приоритетов группы неграмотных рыбаков по развитию территории, которая регулярно подвергалась серьезным наводнениям. В Minecraft рыбаки построили новую дамбу и добавили общественные туалеты, а архитекторы внедрили это решение в свой проект. Моделирование с помощью компьютерной игры использовалось и для планирования транспортных сетей в одном из районов Найроби, столицы Кении. Дорога должна была пройти мимо футбольного поля, и местная молодежь опасалась, что спортивная площадка исчезнет после строительства. Создав модель будущей магистрали с помощью компьютерных блоков, спортсмены поняли, что их футбольной площадке ничто не угрожает.

 

Не каждый житель состоит в районных группах в соцсетях и ходит на обсуждения проектов, но те, кто социально активен и готов вникать в ситуацию, делиться своими идеями и пожеланиями, становятся помощниками архитекторов. Именно они заполняют анкеты, проходят онлайн-опросы, приходят на проектные семинары, задают вопросы и критикуют. Живая обратная связь — тот самый материал, который позволяет архитекторам создать проект, отвечающий чаяниям людей, и избежать конфликтных ситуаций при реализации.

Полезность определит пользователь

Среди причин протестов против городских проектов уведомительный характер информирования жителей, дефицит доступной и понятной информации об этих инициативах и отсутствие коммуникации между градостроителями и будущими пользователями проекта. Наглядный пример — программа реновации жилого фонда Москвы. Столичные власти решили устроить массовый снос пятиэтажек по всему городу с масштабным переселением сотен тысяч людей без предварительной консультации с горожанами.

Такой сложный и болезненный процесс с большим количеством заинтересованных сторон просто обязан быть публичным и создаваться в диалоге с жителями — особенно с теми, кто настроен скептически. Если московская мэрия упирает на то, что реновация — это социальный проект, то и работать нужно не с абстрактными жителями, а с конкретными людьми. Только так архитектор и градостроитель может узнать уникальные характеристики района и особенности местного уклада, а затем сохранить все это в проекте реновации не как условный дизайн-код или память места, а воплотить в реальных дворах и смысловом наполнении кварталов.

В России практика вовлечения людей в городские проекты начала внедряться около пяти лет назад и в основном пока касается благоустройства общественных пространств. Например, в Вологде и Самаре уже реализовали несколько проектов с привлечением пользователей не только на этапе разработки, но и реализации: в проектах применяют механизмы краудфандинга и краудсорсинга. В Татарстане полученные от будущих пользователей данные использовали для проектирования парков и набережных: в Нижнекамске, к примеру, парк «СемьЯ» создавался с приглашением жителей на проектные семинары. Парк проектировался исходя из пожеланий местных сообществ, в том числе малого бизнеса, который работает в парке.

Из противников в соавторы

В конкурсе на реновацию жилого фонда Москвы команде I-Renovation (создана для участия в конкурсе под предводительством архитектурного бюро AI-architects) достался сложный район — Хорошево-Мневники. Здесь много недовольных инициативой, активисты борются с застройщиками, кредит доверия к градостроителям среди населения фактически исчерпан. Поэтому создавать проект реновации района было решено только после изучения настроений, ожиданий и опасений всех заинтересованных сторон.

 

Не менее 80% времени работы над проектом архитекторы посвятили сбору и обработке информации. Члены I-Renovation изучили сам проектируемый участок, провели встречи с жителями и опросили активистов. Первые две встречи стали отправной точкой для сбора данных: мы обсудили пожелания и тревоги людей в связи с предстоящей реновацией. Участники встреч заполнили анкеты, содержащие вопросы о том, какой транспорт они чаще всего используют, какими маршрутами добираются до работы и отводят детей в школу, каких социальных услуг им не хватает в районе, что особенного есть в районе, какие здания, места, организации или события в районе они считают наиболее важными.

Ответы на эти вопросы позволили максимально сохранить уникальное лицо района, спроектировать подходящую для большинства бенефициаров проекта, то есть жителей, социальную среду, сервисную, спортивную инфраструктуру, детские сады, магазины, удобно расположить переходы, остановки общественного транспорта, парковки. Анкетирование проводилось и в интернете: опросы разместили в районных группах в социальных сетях и на интернет-сайтах проектировщиков.

Архитекторы, работающие над проектом, в круглосуточном режиме общались с жителями в районных интернет-сообществах. Причина очевидна: для качественного общения недостаточно нанять стороннего SMM-специалиста, необходимо включение в процесс профессионалов отрасли. После обработки результатов опросов, интернет-дискуссий и встреч было проведено еще одно очное обсуждение проекта, где жителям представили предварительную концепцию, основанную на полученной информации. Критические замечания и дополнения, имеющие в своей массе достаточный вес, внесли в финальное предложение. Таким образом, уточненное техническое задание в конкурсе на реновацию архитекторы получили от самих москвичей и в итоге построили проект на пожеланиях жителей.

Реновацию проектируют жители

После работы с жителями первоначальная концепция реновации района оказалась кардинально переработанной. Не осталось почти ничего от первого абстрактного предложения, которое подавалось как заявка на участие в конкурсе. Получается, что критики стали соавторами. Люди порой могут рассказать удивительные вещи про предмет проектирования. Например, о сезонных явлениях: только от местных жителей мы смогли узнать о том, что в районе два раза в год ощущается сильный запах от очистных сооружений на реке, а также о том, как проходят масштабные мероприятия в районе. Многие жители (67% опрошенных) также просили обязательно спроектировать балконы, и мы возвращались к вопросу балконов и лоджий на каждой встрече.

 

По итогам опросов также выяснилось, что в районе не хватает спортивной инфраструктуры для подростков и ледового катка. А владельцы собак попросили нас спроектировать оборудованные всем необходимым площадки для выгула и занятий с питомцами. Необходимость новых центров досуга для детей и молодежи отметили 64% опрошенных жителей. За создание фермерского рынка высказались 68% опрошенных.

В ходе изучения общественного мнения стало очевидно, что несогласные со сносом пятиэтажек опасаются, что им негде будет ставить машины, так как по заданию конкурса архитекторы обязаны обеспечить двор без машин. Сама формулировка «двор без машин» требовала пояснения специалистов, поскольку жители понимали ее буквально как полное отсутствие мест для автомобилей. Благодаря размещению парковок под стилобатами и подъездам автомобилей со стороны улицы (в каждом подъезде два входа), двор действительно будет свободен от машин, но сами парковочные места переселенцы не потеряют. Оказалось, что люди настолько привыкли попадать из подъезда во двор, утративший функцию двора и превратившийся в стихийную парковку, что даже не могли представить себе альтернативу.

Ответом на распространенные опасения (73%) жителей, связанные с потерей зеленых дворов и ухудшением экологии, стало повышение качества озеленения, создание зеленых пешеходных маршрутов, объединяющих кварталы. Спрятать дома от крупных транспортных артерий решили с помощью деревьев. В случае с Хорошево-Мневниками на месте пятиэтажек, стоящих на самом экологически неблагополучном участке между двух дорог с активным трафиком, архитекторы предложили разместить социальную и коммерческую инфраструктуру, а жилье переместить в более благополучную часть квартала.

Вовлечение пользователей повышает качество проекта

Долгое время только градостроители диктовали, какой должна быть городская среда. Аффилированные с властями застройщики и архитекторы полагались на собственную аналитику и представления о том, что хорошо для жителей. Отсутствие культуры работы с населением на всех стадиях градостроительства оказалось упущением, оказывающим долговременный стагнационный эффект на экономику города — его облик, капитализационную стоимость возводимой недвижимости, неадекватную для жителей, структурную организацию развития. Подобного опыта общения градостроителей с жителями в России сегодня почти нет. Это колоссальное упущение: если градостроители работают на благо людей, то в высшей степени странным выглядит отсутствие горожан на стадии постановки задач.

 

Меняет эту парадигму публичное обсуждение градостроительных инициатив, вовлечение жителей в обсуждение проекта на самой важной, предпроектной стадии, когда происходит сбор данных и их анализ. Мнение противников градостроительной инициативы на этапе предпроектной проработки должно учитываться в первую очередь, ведь именно они четко формулируют, чем хорош старый район и что нужно непременно сохранить, какие аспекты тревожат людей более всего. С противниками нужно разговаривать не с точки зрения конфликта, а поддерживая их, учитывая их мнение в проекте, объясняя и обосновывая все предложения.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+