К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Импорт не в моде. Зачем покупать иностранное, если дешевле производить свое

Фото Li An / Zuma / TASS
Фото Li An / Zuma / TASS
Импортозамещение — глобальный тренд, который заставит многие страны пересмотреть модель экономического роста

За последние 25 лет объемы мировой торговли резко выросли. Мировая торговля сегодня составляет почти 30% глобальной экономики в реальном исчислении. Это вдвое больше, чем, например, в 1990 году. Но рост торговли товарами замедлился в последние годы (чего нельзя сказать про торговлю услугами). Похоже, глобальная торговля уже достигла своего пика и будет снижаться.

Почему люди стали торговать больше?

Производство товаров год за годом становилось более сложным, и именно это способствовало росту мировой торговли. В 1970-х производство продукции, как правило, было локальным. Страны импортировали лишь то, чего у них просто не было. Например, если у страны не было нефти, ее приходилось покупать за рубежом (или использовать другие виды энергии). То же самое касалось другого базового сырья. Но всю остальную продукцию страны старались производить собственными силами.

 

В последние 25 лет страны стали импортировать все больше и больше. Самый простой пример — это рынок музыки. Любой, кто решает купить альбом иностранного музыканта на компакт-диске, в действительности импортирует музыку. Причем производителем музыкального диска будет одна страна, футляра для него — другая, бумажной обложки — третья, бумаг и чернил для ее изготовления — четвертая страна. А сборка всего этого музыкального комплекта может проводиться еще в одной стране.

Автомобиль, на которым указано «сделан в США», в действительности не производится в Америке. Более трети автомобилей, экспортируемых США, производится за границей.

 

Мировая торговля будет увеличиваться всякий раз, когда какой-то из производственных компонентов будет пересекать международную границу. Но мировой ВВП растет только при окончательной продаже. Если для производства какого-то конечного продукта необходимо большее число международных сделок, то будет расти и доля торговли в ВВП.

Почему мировая торговля в будущем изменится?

Судя по некоторым данным, период быстрого роста мировой торговли остался позади. Похоже, торговля товарами уже достигла своего пика и дальше расти не может. Можно считать, что это происходит из-за протекционизма в торговле, но это лишь один из факторов.

 

Главной причиной усложнения торговых цепочек всегда была стоимость производства в той или иной стране. И хотя транспортировка требовала дополнительных затрат, низкие затраты на производство компенсировали стоимость перевозок.

Теперь ситуация со стоимостью производства не столь однозначна. Местные роботы способны заменить иностранную рабочую силу. Преимущество производства продукции ближе к потребителю заключается в том, что ее можно производить по требованию. Вместо того чтобы неделями дожидаться доставки товаров из одной части земного шара в другую, компания может поставить продукцию местного производства всего за несколько дней. Производство продукции ближе к потребителю снижает риск перепроизводства (отходы — это расходы) или недопроизводства (упущенная возможность заработать больше денег). Такой подход может снизить и другие расходы. Страхование дорогостоящей готовой продукции будет стоить меньше, если она будет перемещаться на более короткие расстояния.

Цифровизация еще сильнее укорачивает цепочки поставок, в некоторых случаях необходимость покупки товаров просто отпадает. Посмотрите на пример с музыкой. Компакт-диски остались в прошлом. Сегодня музыку загружают из интернета или слушают в потоковом режиме. Торговля музыкой продолжается, и музыкант продолжает продавать результаты своей интеллектуальной деятельности, но цепочка поставок музыки стала намного короче.

По мере сокращения цепочек поставок будет упрощаться и торговля товарами. Это уже происходит. С момента начала глобального финансового кризиса тенденция использовать большее число импортных компонентов в экспорте страны замедлилась или пошла на убыль. Возможно, в связи с укорочением цепочек поставок и упрощением торговли пик мировой торговли товарами действительно остался позади.

В этой связи инвесторам необходимо обдумать несколько моментов:

 
  • страны, которые достигли роста благодаря тому, что стали звеньями длинных цепочек поставок, должны будут найти новые пути достижения роста;
  • спрос на перевозки изменится; готовая продукция будет перевозиться на более короткие расстояния; сырье будет поставляться в новые географические точки; некоторые виды продукции (такие, как музыка) не будут транспортироваться вовсе;
  • производство продукции ближе к потребителям должно сократить товарные запасы (количество непроданных товаров); товарные запасы могут усугублять рецессию; если продукция производится ближе к потребителям, подъемы и спады экономического цикла могут быть менее интенсивными;
  • услуги и идеи могут приобрести большее значение в будущей торговле, чем товары.

Активная торговля товарами не создает большого количества новых рабочих мест. Будущее торговли будет сильно зависеть от роботов и цифровизации. Возможно, в ближайшие 15 лет протекционистские тенденции будут не столь выраженными. Торговые войны — это баталии прошлого. В будущем торговля будет выглядеть по-другому.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+