Народ против: как жители Армении не испугались властей и довели протест до победы
Серж Саргсян, бывший президент и теперь уже бывший премьер-министр Армении, подал в отставку. Это беспрецедентное событие для независимой Армении: еще никогда армянский лидер не уходил с поста руководителя страны под давлением народных масс.
Единственный случай отставки руководителя страны, президента Левона Тер-Петросяна, стал следствием внутриэлитных разборок. В 1998 году под давлением своего ближайшего окружения, в частности руководителей силового блока, недовольного путями решения карабахского конфликта, предлагаемого Тер-Петросяном, президент подал в отставку. Нынешние события отличаются тем, что ключевую роль сыграли не силовики, а армянский народ.
Если начнут стрелять
Армянская власть никогда не чуралась силовых методов подавления акций протеста. Во время массовых выступлений в Ереване 1 марта 2008 года силовики применили оружие против протестующих. Именно трагическими событиями десятилетней давности многие эксперты объясняли нежелание Саргсяна переходить к жестким действиям против демонстрантов.
Став президентом на крови (хоть его окружение все эти годы пыталось свалить вину за это на экс-президента Роберта Кочаряна, который являлся фактическим руководителем силовых структур в те дни), Саргсян, вероятно, не хотел, чтобы его премьерство начиналось аналогично. При этом медлительность властей и нежелание с самого начала прибегать к жестким действиям привели к обратному эффекту: количество протестующих начало резко увеличиваться.
Митингам помогла и креативная тактика команды Никола Пашиняна, лидера армянской оппозиции. Политик сделал акцент на работе с молодежью, в частности со студентами, а вскоре к студенческим акциям протеста присоединились представители других слоев населения. Одновременно Пашинян и его команда начали переносить акции протеста из центра столицы в спальные районы, подключая к мирным демонстрациям все новые массы населения.
Нужно особо отметить призывы организаторов к исключительно мирным акциям протеста, а также обращения к демонстрантам всячески избегать столкновений с полицией. Это лишало власти повода для разгона акций протеста в дни, когда они были еще сравнительно малочисленны, а вскоре силы правопорядка фактически потеряли контроль за ситуацией на улицах.
События десятилетней давности все равно сыграли роковую роль в судьбе Сержа Саргсяна. Последней каплей, переполнившей чашу терпения общества, стало напоминание Пашиняну о мартовских событиях 2008 года, в которых нынешний лидер протеста играл одну из важнейших ролей. Подавляющая часть народа восприняла слова Саргсяна как завуалированную угрозу повторить разгон демонстрантов с помощью дубинок, шокеров и огнестрельного оружия. Вкупе с арестом Пашиняна и его ближайших соратников такое напоминание вывело на улицы Еревана десятки тысяч людей.
Воскресный митинг в столице собрал беспрецедентное количество участников в истории независимой Армении, а на утро понедельника массовая акция гражданского неповиновения продолжилась. В таких условиях Саргсян встал перед выбором: либо уходить в отставку, либо действительно применить весь силовой арсенал власти. С учетом количества протестующих на улицах это означало стрельбу по мирным людям.
Как сказал сам Саргсян в заявлении об отставке, он решил не идти на внутреннее кровопролитие: «В сложившейся ситуации есть несколько решений, но ни на одно из них я не пойду. Это не мое. Я оставляю пост руководителя страны, премьер-министра Армении. Движение улицы было против меня. Я выполняю ваше требование».
Стране не нужен пожизненный президент
Ирония судьбы для Саргсяна заключается в том, что именно при нем политическая система Армении довольно сильно либерализовалась, СМИ получили большую свободу, а проведение акций протеста стало проходить в уведомительном, а не разрешительном порядке.
Предшественник Саргсяна Роберт Кочарян отличался намного более авторитарным стилем правления, но даже он не рискнул изменить конституцию под себя, чтобы продолжить управление страной. Вероятно, Кочарян лучше своего преемника понимал менталитет армянского общества: население республики с трудом воспринимает пожизненную власть лидера страны. Саргсян на это не посмотрел и изменил конституцию вопреки политическим традициям Армении. Экс-президент также пошел наперекор собственному публичному обещанию и фактически устроил себе третий президентский срок. Это привело политика к полной потере власти.
К каким договоренностям пришли во время сегодняшних переговоров первый вице-премьер страны Карен Карапетян и лидер оппозиции Никол Пашинян, до сих пор неясно. Прямо сейчас для власти сложилась двоякая ситуация. С одной стороны, главным требованием протестующих была отставка Саргсяна. Но правящая Республиканская партия Армении (РПА) не имеет большого рейтинга доверия в обществе, и отставка Саргсяна может снизить накал общественного недовольства.
С другой стороны, отставка премьер-министра под давлением народного протеста можно расценить как готовность действующей власти к полной капитуляции. В этом случае акции протеста продолжатся с требованием полного ухода РПА. При этом акции протеста будут идти уже в ситуации, когда с позиции сильного будет выступать Пашинян, а позиции власти будут сильно ослаблены.
По всей видимости, республике предстоят досрочные выборы. Шансы РПА сохранить власть во многом зависят от того, когда они произойдут. Если голосование назначат на ближайшее время, шансы правящей партии будут очень малы. Если же выборы пройдут через несколько месяцев, то система сможет прийти в себя и посредством налаженного механизма обеспечения результатов на выборах сохранить власть. Здесь сможет сработать и подкуп избирателей, и административный ресурс, и распространенное в Армении использование дворовых авторитетов.
К этому добавляется и фигура нового лидера РПА, первого вице-премьера и первого зампреда партии Карена Карапетяна. Политик был главным лицом РПА в ходе последней избирательной кампании в парламент. В отличие от плохого оратора Саргсяна, больше приверженного закулисной работе и не стремящегося к победам в публичных дебатах, Карапетян является довольно харизматичной фигурой и не чурается выступлений перед большой аудиторией. В то же время Карапетян сильно подпортил свою репутацию в глазах общества, поддержав выдвижение Саргсяна на пост премьер-министра.
Противостоять лидеру РПА будет, ставший народным героем, Пашинян, яркий и харизматичный оппозиционный лидер нового поколения. Он уже сделал «политическими трупами» других оппозиционных политиков, не поверивших в возможность добиться отставки Саргсяна и не поддержавших публичную борьбу. Пашиняну осталось превратить этот кредит доверия в реальную победу на выборах.