Дворцовый переворот: как принц Саудовской Аравии вернул в казну $100 млрд
В большом интервью программе 60 Minutes американского телеканала CBS наследный принц и де-факто правитель Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман Аль Сауд заявил, что благодаря его антикоррупционной кампании в казну государства уже удалось вернуть значительное количество денег.
«Сумма превышает $100 млрд», — поделился наследник престола. Во время интервью Мухаммед ибн Салман пользовался услугами переводчика. Трудно сказать наверняка, кто и сколько денег передал в руки государства. Однако, по некоторым данным, принцу аль-Валиду ибн Талалу Аль Сауду пришлось заплатить $6 млрд за освобождение из роскошной «тюрьмы» в отеле «Ритц-Карлтон» в Эр-Рияде. О других, например о Мухаммеде Хусейне аль-Амуди, ничего не известно.
На вопрос о том, можно ли такие меры в отношении других принцев и магнатов считать захватом власти силой, принц Мухаммед лишь пожал плечами. «Если у меня есть власть и у короля есть власть, то мы уже у власти», — ответил он.
Нельзя сказать, как именно все происходило в студии, но в эфире телепрограммы Мухаммед ибн Салман казался дружелюбным, приветливым, но также и высокомерным. Он даже не удосужился объяснить, почему некоторым членам королевской семьи нельзя якобы красть миллиарды долларов у правительства Саудовской Аравии, а ему можно купить яхту стоимостью $500 млн и дворец во Франции стоимостью $300 млн. Откуда он мог взять деньги, если не из казны государства?
Принц рассказал о том, что за долгие годы многому научился у своего отца, короля Салмана ибн Абдул-Азиза Аль Сауда. Также он упомянул, что ему приходилось читать по книге в неделю, а потом отвечать на вопросы по ней. «Король всегда говорит, что если ты прочитал тысячелетнюю историю государства, то ты набрался многовекового опыта», — рассказал принц. Ах, если бы это было правдой.
Меня взволновало то, что руководство программы 60 Minutes поручило взять интервью у принца именно Норе О’Доннелл. (Журналистка вела передачу с непокрытой головой.) «Равны ли женщины и мужчины?» — спросила она принца Саудовской Аравии. «Безусловно. Все мы люди. Нет никакой разницы», — ответил Мухаммед ибн Салман.
Во время передачи О’Доннелл уделила много внимания тому факту, что женщинам Саудовской Аравии наконец-то разрешили водить машину. Затем, однако, чтобы как-то сбалансировать эфир, была показана видеозапись, где ведущей программы приказали покрыть голову. «Мы верим в множество принципов прав человека. Но стандарты Саудовской Аравии — это не американские стандарты. Мы работаем над исправлением этих недостатков», — заявил принц.
За несколько дней до выхода интервью в эфир телеканал CBS показал несколько роликов с комментариями Мухаммеда ибн Салмана, в которых он сравнил президента Ирана Али Хаменеи с Адольфом Гитлером. Он обвинил поддерживаемое Ираном вооруженное ополчение в страданиях населения Йемена, где сейчас идет гражданская война, в ходе которой в результате авиаударов вооруженных сил Саудовской Аравии погибли тысячи мирных граждан. Он заявил, что если Иран получит ядерное оружие, то Саудовская Аравия последует примеру Ирана. Однако добавил: «Иран отнюдь не равен Саудовской Аравии».
Перевод Полины Шеноевой