К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Китайская грамота: почему команды НБА дорожают быстрее клубов из других лиг

Фото Andres Kudacki / AP / TASS
Фото Andres Kudacki / AP / TASS
Грандиозный телеконтракт, экспансия в Китай и новые рекламные проекты – как зарабатывает главная баскетбольная лига мира

Февральский обвал котировок смахнул c мировых фондовых рынков $4 трлн, но не думайте, что команды НБА от этого как-то пострадали.

В 2018-м средняя цена франшизы достигла рекордных $1,65 млрд, что на 22% больше прошлогодней цифры. А за последние пять лет стоимость клуба НБА выросла в три раза. И впервые в истории каждая команда (а всего их 30) оценивается в сумму от $1 млрд. Экономика НБА в полном порядке, а ее международные перспективы выглядят оптимистичнее, чем у других американских спортивных лиг.

Теперь мир, в котором франшиза НБА стоит дороже франшизы НФЛ (американский футбол), уже не кажется бредом сумасшедшего. Инвесторы считают, что у баскетбольной лиги большой потенциал для роста за рубежом – доходы НБА за пределами США ежегодно увеличиваются, причем не на микропроценты.

 

Да, средняя стоимость франшизы НФЛ составляет $2,5 млрд, что на 52% больше баскетбольных показателей, но за последние пять лет разрыв сократился более чем вдвое. Недавние сделки по «Бруклин Нетс» и «Хьюстон Рокетс» оценивают команды  НБА в восьмикратный годовой доход, а стоимость франшиз НФЛ – ближе к шестикратному.

«У НБА великолепные позиции для международного роста, — считает глава финансово-консалтинговой компании Galatioto Sports Partners Сэл Галатиото. – Лига предлагает прекрасный продукт, а интерес к баскетболу продолжает расти по всему миру».

 

Например, в Китае в баскетбол играют около 300 млн человек. Еще в 2015 году НБА подписала пятилетний контракт с местной компанией Tencent (владелец популярных в стране мессенджеров и социальной сети) на показ матчей и другого контента лиги на своих цифровых платформах. Соглашение должно принести НБА больше $800 млн, а переговоры о продление уже начались. У лиги 34 медиа- и маркетинговых партнеров в Китае, а также 144 млн пользователей в соцсетях – больше, чем у любого другого вида спорта.

НБА запустила проект NBA China 10 лет назад, а теперь он стоит более $4 млрд, по словам заместителя комиссара лиги Марка Татума: «Мы отмечаем рост во всех сферах бизнеса – будь то распространение контента, спонсорство или мерчандайзинг».

Это объясняет заоблачные цифры недавних сделок в НБА. Переговоры по продаже баскетбольной франшизы стартуют с десятизначной цифры, а команда из перспективного региона может принести от $2 млрд. В октябре 2017-го лига одобрила покупку «Хьюстон Рокетс»: американский миллиардер Тилман Фертитта выложил за клуб рекордные $2,2 млрд. Однако эту цифру, кажется, вот-вот превзойдет сделка по «Бруклин Нетс». Михаил Прохоров продает 49% акций клуба бизнесмену из Тайваня Джозефу Цаю, соучредителю интернет-компании Alibaba. Цена вопроса – $2,3 млрд. Сделка не включает в себя арену Barclays Center, где команда проводят домашние матчи, однако предоставляет Цаю право выкупить контрольный пакет «Нетс» к концу 2021 года.

 

На внутреннем рынке бизнес НБА тоже развивается весьма успешно. 9-летний телеконтракт лиги с Time Warner’s TNT и Walt Disney’s ESPN на $24 млрд стартовал в сезоне 2016/17 – по размеру ежегодной выплаты он в три раза выгоднее прошлого соглашения. Крупная телесделка подкрепляет высокий кредитный рейтинг НБА (в феврале 2018-го агентство Fitch Ratings подтвердил лиге «А–»), что снижает затраты по займам.

Чрезвычайно удачным оказался пилотный проект (рассчитан пока на три года) по размещению рекламного логотипа на майках игроков: 19 команд подписали спонсорские соглашения со среднегодовой ставкой в $9 млн. Результат — около $200 млн новых доходов для лиги, а также новые для баскетбола компании-партнеры (такие как Rakuten, Harley-Davidson и Squarespace). Самый крупный контракт оформила команда «Голден Стейт Уорриорз» – $60 млн на три года за компактный логотип интернет-гиганта Rakuten на форме.

Лидером рейтинга самых дорогих франшиз НБА третий раз подряд стал клуб «Нью-Йорк Никс». Его оценочная стоимость выросла за год на 9% и составляет теперь $3,6 млрд. «Лос-Анджелес Лэйкерз» проваливает сезон за сезоном, но продолжает получать $150 млн в год от местных трансляций – команды из регионов поскромнее зарабатывают на этом в 15 раз меньше – и занимает второе место в списке ($3,3 млрд). На третью позицию вскочила в 2018-м команда «Голден Стэйт Уорриорз». В этом сезоне клуб поднял на 25% цены на билеты, однако проблем с посещаемостью не испытывает — у действующих чемпионов НБА в очереди на сезонные абонементы 40 000 человек. Тарифы на билеты снова вырастут в 2019-м, когда откроют арену Chase Center стоимостью $1 млрд.

Несмотря на растущие зарплаты игроков, бухгалтерия подавляющего большинства команд НБА фиксирует прибыль. Только «Кливленд» показал операционный дефицит в $6,2 млн, чему способствовала раздутая зарплатная ведомость и $25 млн налогового штрафа.

Типичная франшиза НБА по итогам сезона 2016/17 имеет операционную прибыль в $52 млн, что на 68% выше показателей сезона 2015/16, а три команды (лидеры рейтинга – «Никс», «Лэйкерз» и «Уорриорз») заработали больше $100 млн.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+