К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Праздник с доставкой. Как онлайн-торговля алкоголем изменит жизнь россиян

Фото Chris Ratcliffe / Bloomberg via Getty Images
Фото Chris Ratcliffe / Bloomberg via Getty Images
Введение легальной продажи алкоголя через интернет подтолкнет россиян к переходу на более легкие напитки

Вопрос запуска продаж алкоголя в России через интернет обсуждается уже несколько лет (с августа 2016 года). В конце июля 2017 Минфин опубликовал первую версию соответствующего законопроекта.

Официально интернет-торговля алкоголем была запрещена в России в 2007 году. Однако из-за несовершенства законодательства в стране действуют тысячи сайтов, продающих алкоголь, 70% которого — суррогат. Введение новых правил торговли в интернете позволит «очистить» рынок от нелегальной продукции, считают эксперты.

В середине февраля начало продаж, ранее планировавшееся на 1 января 2018-го, Минфин предложил перенести на начало 2019 года. За начало продаж выступают Минфин и Минпромторг.

 

Старт продаж постоянно откладывается. Это можно связать и со сложной процедурой согласования (Минфин переписывал проект несколько раз, есть много нюансов в связи с законодательством, которые надо учесть). Другой фактор — позиция Минздава (выступает против, так как считает, что при дистанционной продажи алкоголя есть риск нарушения запретов в части продаж в ночное время и несовершеннолетним, риск роста торговли нелегальным алкоголем).

Тем не менее, участники рынка считают такие опасения необоснованными. Во-первых, в законопроекте предусмотрены все меры защиты от этих рисков. Кроме того, есть богатый европейский опыт, на который можно ориентироваться при организации онлайн-продаж, о чем пойдет речь дальше.

 

Что изменится для рынка

В последней версии законопроекта указано, что в первую очередь изменения коснутся продавцов пива, сидра, пуаре и медовухи, а также вина. Тестирование на легком алкоголе видится логичным. В пиве, в отличие от крепкой алкогольной продукции, отсутствует контрафактная составляющая. Для данного вида продукции необходим только количественный учет, который достигается за счет системы ЕГАИС, установленной у всех участников рынка.

На наш взгляд, объем общего потребления в России стабилизировался уже несколько лет назад на своих минимальных значениях. Можно говорить о том, что легализация продажи через интернет не приведет к росту потребления алкоголя, зато позволит решить проблему сегодняшних серых схем онлайн-продажи спиртного. То есть речь — вовсе не о «доступности», а о «легальности».

Введение онлайн-торговли подталкивает к переходу на более легкий алкоголь — за крепким нужно идти в магазин. Дополнительно стоит отметить, что выход в онлайн будет стимулировать покупки вин из России.

 

Никто не строит иллюзий: в ближайшие два-три года доля онлайн-торговли будет составлять лишь несколько процентов, однако есть позитивные примеры западных стран (онлайн-торговля алкоголем разрешена в большей части Европы: Великобритания, Франция, Испания, Италия, Германия, Бельгия, Голландия) и понимание, к чему надо стремиться. Например, в Англии в настоящий момент через канал онлайн-торговли реализуется порядка 5-6% от общего объема проданного пива компании, в Германии — 2%.

Онлайн-продажи: инструкция по применению

В рамках нашего предложения, которое мы направили в Минфин от имени Союза российских пивоваров, для онлайн-торговли действуют все ограничения, которые накладываются на продажу пива традиционным способом, включая запрет ночной торговли, проверку возраста покупателей и ответственность продавца в случае продажи несовершеннолетним.

Европейский опыт показывает, что нет ничего сложного в соблюдении стандартных правил торговли алкоголем в случае, когда реализация происходит через интернет. Сейчас в Европе онлайн-торговля существует в двух форматах: домашняя доставка и click & collect (заказ с самовывозом). Первый формат более распространён в Бельгии и Франции, второй более популярен в Великобритании.

Стандартные правило: курьер не проверяет, тот ли самый человек, что заказал, и получает товар, но он обязан проверить возраст принимающего заказ, если у него есть сомнения в совершеннолетии получателя. Фактически, как с кассиром в магазине.

Легальные продавцы

В настоящий момент обсуждается, что для производителей пива будет существовать отдельный порядок разрешительного характера, который будет давать право на работу в доменной зоне ЕГАИС. Для его получения компаниям будет достаточно предоставить отличный набор документов от лицензиатов, который позволит им осуществлять подобный вид деятельности. Что касается его стоимости, то пока финальные суммы не озвучивались, но для себя мы оцениваем ее в районе 30 000 рублей.

 

В изначальной версии законопроекта было предложение о продаже через продуктовых ритейлеров, а в 2016 году крупнейшие из них даже представили схему для продажи алкоголя в интернет-магазинах. Однако в отличие от Запада, где ритейл — основной канал продаж алкоголя онлайн (например, Amazon в части торговли алкоголем показывает трехзначные цифры роста ежегодно), мы пока находимся в начале пути, и тестировать реализацию онлайн решили непосредственно на производителях: их меньше, их проще контролировать, легче отработать на них схему. Тем не менее, в дальнейшем переход этой функции к ритейлерам видится вполне логичным.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+