К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Вторая поправка и рука Москвы. Чем обернулся расстрел школьников в Паркленде

Фото Lucas Jackson / Reuters
Фото Lucas Jackson / Reuters
Массовое убийство накалило противостояние между владельцами и противниками оружия до такой степени, что американские СМИ увидели в этом «русский след»

Расстрел школьников в Паркленде стал восемнадцатым инцидентом с начала года, связанным с применением оружия на территории образовательных учреждений США. Согласно данным некоммерческой организации Everytown for Gun Safety, не все эти случаи являлись актами massacre (иначе говоря, убийствами безоружных) — это и самоубийства, и, видимо, просто хулиганство. Но американское общество раздражено не на шутку: оружейные компании несут убытки, а полемика вокруг ужесточения контроля над оборотом «стволов» настолько накалилась, что некоторые углядели в происходящем «русский след».

Последняя капля

В День святого Валентина 19-летний Николас Круз, которого одноклассники характеризуют как неуравновешенного типа, а также фаната огнестрельного и холодного оружия, подошел к Marjory Stoneman Douglas High School, имея при себе карабин армейского образца AR-15, множество магазинов, дымовые гранаты и противогаз. Огонь по ученикам он открыл еще на улице, а зайдя внутрь, включил сигнал пожарной тревоги. Круз рассчитывал, что дети выбегут в коридор, однако в некоторых классах слышали выстрелы и заперли двери. Злоумышленник застрелил 17 и ранил 14 человек, а затем беспрепятственно покинул школу и был задержан полицией спустя час.

Этот расстрел стал одним из самых кровопролитных в истории США, опередив по количеству убитых инцидент в школе «Колумбайн». Первоначальная реакция на произошедшее была достаточно предсказуемой: президент выразил соболезнования, демократы призвали к немедленной законодательной реформе, а ценные бумаги американских оружейных компаний пошли вверх. Акции Sturm, Ruger & Co. и American Outdoor Brands (владеет брендом Smith & Wesson) прибавили 2,8% и 5,6% соответственно. Такое происходит после каждого случая массовой стрельбы, так как любители оружия сметают все, что есть в наличии, опасаясь санкций.

 

Складывалось впечатление, что негативная реакция постепенно сойдет на нет, как в случае с бойней в Лас-Вегасе. Однако в этот раз чаша терпения, по-видимому, оказалась переполненной. Крупнейший эмитент кредитных карт First National Bank of Omaha заявил, что перестанет выдавать карты VISA, брендированные Национальной стрелковой ассоциацией США (NRA). Партнерские отношения с ассоциацией разорвали авиакомпании United Airlines, Delta, а также некоторые страховые агентства, службы проката машин и так далее.

Булавочными уколами дело не ограничилось: 24 февраля Bank of America заявил, что намеревается переговорить со своими клиентами-изготовителями гражданского оружия об «общей ответственности». Не стоит обманываться мягкостью формулировки: как сообщает CNN, речь может пойти о «штурмовом» оружии — прежде всего, винтовке AR-15, которая давно уже стала печальным символом подобного рода происшествий. Являясь визитной карточкой американских оружейников и одновременно жупелом для борцов против личного оружия, AR-15 занимает до 20% североамериканского рынка. Отметим, что среди клиентов Bank of America — Sturm, Ruger & Co. Неудивительно, что на фоне таких заявлений акции производителей оружия и патронов, а также крупных оружейных ретейлеров начало ощутимо лихорадить.

 

Мир напополам

Подобный «разговор» банка с клиентами о вопросах, далеких от финансовой сферы, может стать опасным прецедентом. Фактически  речь идет о попытке регулировать отрасль «в обход Вашингтона», что приветствуется демократическими СМИ. The New York Times опубликовал материал, автор которого призвал Visa, Mastercard и American Express, а также банки JPMorgan Chase и Wells Fargo «установить новые правила торговли оружием в США», не дожидаясь законодателей. В качестве примера приводятся такие гиганты бизнеса, как Apple, PayPal, Square, Stripe, которые прямо запрещают использовать их сервисы для продажи огнестрельного оружия как такового.

«Антиоружейное лобби» могущественно, оно включает в себя как влиятельных политиков, так и крупных финансистов, таких как Майкл Блумберг, обладающих необходимыми рычагами, чтобы затянуть гайки. Оружейное лобби не менее весомо, и дело тут не только в интересах крупного бизнеса: 5 млн участников Национальной стрелковой ассоциации — организации с 145-летней историей — привыкли владеть и распоряжаться оружием по своему усмотрению, опираясь на традиции. Сюда входит и народная милиция США — неподконтрольное правительству ополчение, ревностно следящее за соблюдением гражданских свобод (по крайней мере так декларируется).

Формально позиции владельцев оружия сильнее: вступая на пост президента, Дональд Трамп заверил NRA в своей дружбе и заявил, что его приход означает крах противников второй поправки. Но при сложившихся обстоятельствах президент вынужден идти на уступки: хотя Трамп предложил вооружить школьных учителей, он также заявил о поддержке запрета ряда «агрессивных» аксессуаров к AR-15 и выступил за более тщательные проверки при продаже оружия. Последний законопроект оставляет лазейки для введения других ограничений.

 

Противники оружия прямо возлагают на NRA ответственность за расстрелы в школах. «Довольно — значит довольно», «Я следующий?» — популярные лозунги после событий в Паркленде. Агрессивные обвинения и двоякая позиция Дональда Трампа заставляет членов Ассоциации чувствовать себя внутри осаждаемой крепости. Атмосфера наэлектризовалась до того, что The New York Times даже усмотрела в происходящем «руку Москвы» — дескать, это Россия при помощи армии ботов в социальных сетях вносит смуту и разлад в американское общество.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+