К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Публичная политика. Зачем бизнесмены спонсируют кампанию Ксении Собчак

Фото Артема Геодакяна / ТАСС
Фото Артема Геодакяна / ТАСС
Поддержка бизнесменами Ксении Собчак в президентской гонке — это стилистический жест, объявление о своих эстетических и идеологических воззрениях

Ксения Собчак «засветила» спонсоров своей избирательной кампании, и это само по себе важный шаг. Вне зависимости от итогов выборов данное решение кандидата в президенты означает принципиально новую тенденцию как для политики, так и для бизнеса.

Раньше о спонсорах на выборах говорить было не принято. О них «вспоминали» либо уже по завершении кампании, когда выяснялось, что тот или иной деятель получили посты, привилегии, заказы и тому подобное за свои спонсорские услуги, либо во время кампании, когда требовалось дискредитировать неугодного кандидата: мол, его финансирует подозрительный бизнесмен. Теперь Собчак — трендсеттер, она вводит в моду тенденцию на открытость источников финансирования.

Говоря о спонсорах не «после», а «во время того» и раскрывая их вообще, она задает «хороший тон», предлагает такой образец поведения, на который будут ориентироваться по крайней мере в определенных кругах. Это подобно выходу из непрозрачных офшорных компаний в начале 2000-х, когда один олигарх за другим объявлял публично о принадлежащих ему активах. Более того, сам факт упоминания жертвователей становится инструментом ведения кампании. Перечень их имен символизирует ценности кандидата, служит своего рода избирательной программой.

 

Имидж бизнесмена

Одновременно подобный ход дает возможность и самим бизнесменам раскрыться на новом для них поле, с незнакомой прежде стороны. Все упомянутые Собчак предприниматели ведут многообразные благотворительные проекты в различных сферах. Но вот политики раньше принято было стесняться как «грязного дела», куда неприлично влезать. Либо политиков, подобно чиновникам и действующим депутатам, цинично покупали как «крышу» для бизнеса, что, естественно, также не освещалось. (Третий вариант — собственное участие в выборах или создание партийного проекта, но мы здесь рассматриваем ситуацию именно спонсорского участия.)

Теперь проекты в области политики становятся публичными. Собчак показывает, что бизнесмен может иметь свои политические взгляды и интересы и добиваться их легальным путем, пусть и не вовлекаясь в политику целиком.

Это вполне по-западному. Вспомним участие бизнеса в кампаниях как Барака Обамы, так и Хиллари Клинтон. Крупнейшие деловые люди Америки гласно и внятно объявляли о своих предпочтениях, почему и зачем они спонсируют кампании тех или иных кандидатов, какие надежды связывают с ними.

 

Любопытен и список имен (Палихата, Росляков, Адоньев, Расковалов, Федотов и прочие), озвученный Собчак. Их можно назвать новой генерацией бизнеса. Это не те люди, которые были героями Forbes в начале 2000-х, а те, кто стоял тогда во втором ряду, но которые стали известными в последние годы. Большинство из них создали свой бизнес с нуля, не участвовали в приватизации 1990-х. Несколько из них, кстати говоря, из Питера — родного города кандидата, что также имеет символическое значение.

Выход за рамки бизнеса

Теперь достигнув пятидесяти лет (в среднем), они оказываются в стандартной ситуации, когда занятия чисто предпринимательством уже несколько приелись и хочется больше внимания уделять разного рода общественной деятельности. Хобби, престижное потребление, светские тусовки — все это замечательно, но есть еще и благотворительность, а теперь и политика. Да, в России она имеет ряд внятных и невнятных ограничений. Но люди исходят из реальностей, а не из фантазий. Точно как на Западе, у нас не будет еще долго. Поэтому они выбирают из имеющегося списка кандидатов с их понятными априори возможностями. Ясно, что их спонсирование Собчак — это не вызов Кремлю. Нынешняя избирательная борьба вообще не про это. Поддержка Собчак — это стилистический жест, это объявление о своих эстетических и идеологических воззрениях.

Что касается самого кандидата в президенты, то уже в начале кампании у нее было много скандалов. Достаточно вспомнить историю с приглашением в штаб Алексея Ситникова и его поспешный уход. Сейчас Ксения Собчак поняла, какое это непростое дело — выборы, что это не «Дом-2» и не корпоратив, где достаточно читать текст по написанному сценарию. Поэтому она стала осторожнее, делает более продуманные шаги. Открытие публике спонсоров — один из них. Она благоразумно указала принципы своего сотрудничества с ними: добровольность оглашения имен и «отсутствие лоббистских усилий» с ее стороны.

 

Помимо всего прочего, такое озвучивание — прекрасный событийный повод, чтобы привлечь к себе внимание прессы и публики. Другие кандидаты до такого не додумались (или оно им не важно, как в случае с Путиным или Грудининым), а Собчак выстрелила первой. Посмотрим теперь, насколько этот шаг ей поможет — сейчас либо в послевыборной ее деятельности.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+