Игра в шашечки. Поездки на такси подорожали впервые за три года
Стоимость километра поездки на такси в Москве в течение трех лет (с 2014 по 2016 год) непрерывно снижалась, но в 2017 году начала расти. При этом количество нелегальных таксистов снижается ежегодно на 13% и в 2017 году незаконным «извозом» в России занимались около 85 000 человек.
Такие данные приведены в исследовании рынка такси, проведенном Аналитическим центром при правительстве России. Из документа следует, что в 2014–2016 годах в столице стоимость одного километра достигала 41 рубля. Затем снизилась до 40 рублей в 2015 году и до 34 рублей — в 2016-м. После этого — в 2017 году — ситуация изменилась, и цены на поездки на такси вновь пошли вверх и практически вернулись к уровню трехлетней давности, приблизившись к 40 рублям за 1 км.
Средний чек за поездку по Москве при этом снизился с 650 рублей в 2014 году до 420 рублей — в 2017-м. Средняя стоимость поездки по Москве за три года снизилась почти на 35% (на 230 рублей) за счет того, что потребители стали чаще ездить на такси на небольшие расстояния, отмечают авторы доклада. Улучшилась оперативность подачи авто. В Москве это время сократилось с 10 минут в 2015 году до четырех-пяти минут в 2017 году.
Поездки и инфляция
Председатель комитета по транспорту Торгово-промышленной палаты Москвы Богдан Коношенко считает, что отмеченный в докладе рост стоимости проезда 1 км на такси почти на 5 рублей в 2017 году не является существенным и может объясняться такими экономическими факторами как инфляция. Однако по оценкам Росстата, в 2014 и 2015 годах в России была высокая инфляция — 11,4% и 12,9% соответственно. В 2016 инфляция демонстрировала снижение до 5,4%, а в 2017 году рекордно низкое значение в 2,5%.
Председатель общественного движения «Форум такси» Олег Амосов отметил в беседе с Forbes, что цены на поездки на такси и так уже «пробили дно» дешевизны. Это приводит к тому, что водители зачастую не могут «отбить» пользование автомобилей, что приводит к банкротству таксомоторных компаний. Он отметил, что к чрезмерному снижению цен ведут действия агрегаторов, которые предлагают водителям возить клиентов по излишне заниженным ценам, чтобы автомобили не простаивали.
Российский рынок такси растет в среднем на 14,2% в год, следует из исследования. Его объем в денежном выражении составил в 2017 году 575 млрд рублей (441 млрд рублей — в 2015 году). Вклад легальных таксистов в ВВП страны достиг 0,7%. Потенциальные налоговые поступления в бюджет аналитики оценили в 27 млрд рублей в 2015 году и в 35 млрд рублей — в 2017-м.
В 2015 году объем нелегального рынка такси оценивался в 116 млрд рублей. На него приходился 21% всего рынка таксомоторных перевозок. За два года теневой сектор заметно сократился и в 2017 году рынок нелегальных такси в денежном выражении составил 75 млрд рублей (11,5% всего рынка).
Количество нелегальных таксистов в России в течение последних двух лет снижается в среднем на 13% в год. В 2017 году их насчитывалось 82 000. Доля нелегальных таксистов в общем количестве лиц, работающих на рынке такси, не превышает 15%.
Рынок такси выходит из тени благодаря тому, что потребители сегодня предпочитают заказывать такси, а не ловить машину на улице. На вытеснении нелегалов сказались также специальные тарифы, установленные агрегаторами такси, на поездки в аэропорты и на вокзалы. «Это вкупе с усилением контроля деятельности нелегальных такси в этих точках способствует снижению их доходности и переходу водителей в легальный сегмент», — говорится в исследовании.
Основными игроками на рынке такси аналитики назвали агрегаторов заказов и диспетчерские службы. Лидером рынка является объединенная группа Fasten и «Везет» (ее доля рынка оценивается в 12,3%). За ними следуют объединенные «Яндекс.Такси» и Uber (10,4%). Доля службы такси «Максим» —7,6%. Gett – 2,5%.
Такси и малый бизнес
Количество занятых в сфере такси в 2017 году составило 584 000 человек. Еще 117 000 человек занимались этим бизнесом временно. Таким образом общая численность тех, кто занимается таксомоторными перевозками, составила 701 000 человек. За два года — с 2015 по 2017 год — эта цифра выросла на 25% — с 371 000 до 584 000 человек. Для сравнения, численность занятых в сельском хозяйстве за это время сократилось на 7% — с 752 000 до 644 000.
В исследовании отмечается, что для части экономически активного населения работа в такси стала временным источником дохода — своеобразным буфером на время поиска работы.
Председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова напомнила, что данные ВЦИОМ, по которым профессия водителя такси является самой рекомендуемой для подработки (ее выбрали 42% респондентов). Из исследования Аналитического центра следует, что в целом по стране доля водителей, для которых работа водителем такси является временным видом деятельности, составляет 40%.
«В условиях текущей экономической ситуации, возможность легального, гибкого и быстрого заработка приобретает особую важность для россиян», — подчеркнула Зарипова.