Строго по списку: почему Антон Шипулин и Виктор Ан могут не поехать на Олимпиаду
19 января из МОК пришли тревожные новости: отправленную Россией заявку (500 спортсменов) на участие в Олимпиаде-2018 в нейтральном статусе сократили на 111 человек. В официальном заявлении по этому поводу отмечалось, что более 80% атлетов в итоговом списке не соревновались в Сочи-2014, а значит «это новое поколение российских спортсменов». Кроме того, в нем не осталось ни одного атлета, дисквалифицированного комиссией Освальда за участие в махинациях с допинг-пробами в Сочи-2014, хотя их апелляции все еще рассматривает Спортивный арбитраж в Лозанне.
Спустя несколько дней в СМИ появилась информация, что допуск на Олимпиаду в Пхенчхан не получил шестикратный олимпийский чемпион по шорт-треку (три победы за Корею, три — за Россию) Виктор Ан. 23 января вице-президент ОКР Вячеслав Поздняков в интервью «Спорт-Экспресс» подтвердил, что на данный момент в одобренной МОК олимпийской заявке нет фамилий Ана, биатлониста Шипулина, лыжника Устюгова и других «ведущих российских атлетов». Следом отчитались о потерях представители федераций. Так, президент Союза конькобежцев России Алексей Кравцов рассказал, что МОК отклонил 90% заявок в мужской команде и 80% в женской. В биатлоне приглашения получили три атлета из 11. В хоккейной сборной — минус пять фамилий. У фигуристов не допущены олимпийская чемпионка Сочи-2014 (в командном турнире) Ксения Столбова и бронзовый призер чемпионата Европы-2018 в танцах на льду Иван Букин. Кажется, без редактуры прошли только заявки федераций фристайла, горнолыжного спорта и керлинга.
Почему МОК не одобрил заявки?
Всех российских спортсменов, не получивших (пока) допуск на Игры, объединяет два обстоятельства. Первое: комиссия МОК, перепроверявшая сочинские пробы на предмет аномальных показателей соли в моче и царапин на контейнерах, претензий к ним не имела (хотя она продолжает свою работу и в любой момент может предъявить новые открытия следствия). Второе: антидопинговых правил эти атлеты никогда не нарушали. Так почему их не зовут в Корею?
Специальная комиссия МОК, принимающая решения о допуске россиян, сразу получила особенные полномочия — копать максимально глубоко по каждой заявке, используя информацию из расследований ВАДА, данные системы ADAMS (туда заносятся все результаты допинг-исследований спортсменов) и дополнительных предолимпийских тестов. Кроме того, в распоряжении членов комиссии оказалась база данных бывшей Московской антидопинговой лаборатории, а это результаты тестирования российских атлетов с 2012 по 2015 годы.
Экс-руководитель этой лаборатории и главный информатор ВАДА и МОК Григорий Родченков не раз признавался иностранным СМИ, что запросто мог менять «грязные» пробы звездных российских спортсменов на «чистые» — малоизвестных атлетов. По его словам, именно так неоднократно спасали от дисквалификации биатлонистку Ольгу Зайцеву. Возможно, файлы из Московской лаборатории по Шипулину или Устюгову, не представленные публике, но предъявленные комиссии, подтверждают показания Родченкова.
И в этом случае уже не имеет значения, что к сочинским пробам того же Шипулина или Устюгова нет вопросов. Тем более эксперты комиссии Освальда еще по ходу расследования заявили, что наличие царапин не является доказательством махинаций — имея опыт, контейнеры можно было вскрыть без видимых повреждений. И добавить в чистую пробу нужное количество соли (соответствующее человеческой норме) — тоже можно. По мнению следователей МОК, преступная схема российских спортивных деятелей изначально была продумана так, чтобы не оставлять следов. ВАДА и МОК считают, что раскрыли масштабный обман запредельной наглости (речь и о Сочи-2014, и о системе в целом), а Россия не сделала ничего, чтобы доказать обратное, и в этом контексте уже не кажется странным, что любой российский спортсмен теперь вызывает недоверие.
И все же хотелось бы узнать мотивацию решений, тем более в ответ на запрос газеты «Спорт-Экспресс» глава спецкомиссии МОК Валери Фурнейрон заявила: «Невключение в список приглашенных не обязательно означает, что спортсмен нарушал антидопинговые правила, и это не должно автоматически ставить под сомнение их честность». Тогда почему же эти спортсмены не получили допуск на Олимпиаду?
К сожалению, по сути сложившейся ситуации МОК не обязан ничего объяснять. Из-за допинг-скандала деятельность Олимпийского комитета России с начала декабря 2017 года приостановлена, а МОК оставил за собой право (но не обязанность) приглашать или не приглашать отдельных атлетов из России, «чистота» которых не вызывает сомнений. И это как с вечеринкой по случаю дня рождения. Можно обижаться на именинника за то, что не пригласил, но предъявлять по этому поводу претензии, да еще в судебном порядке вряд ли кому-то придет в голову.
Поедут ли спортсмены из России на Олимпиаду?
Обсуждаемый список — не окончательный. Финальная заявка должна быть опубликована 27 января. В недавнем заявлении МОК уточняется, что по спортсменам, не получившим на данный момент приглашения, может быть запрошена дополнительная информация. Сложно прогнозировать, не зная подробностей работы спецкомиссии МОК, но формально у Шипулина и Ко еще есть шанс попасть в Корею.
А вот если итоговый список будет совпадать с нынешним, то поездка российских спортсменов даже в нейтральном статусе снова окажется под вопросом. Истерия на тему «нас унижают, надо ответить бойкотом» уже заполняет новостные ленты. Резко высказался, например, председатель комитета Госдумы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Михаил Дегтярев: «МОК должен разъяснить, по какой причине Виктор Ан, Антон Шипулин и Сергей Устюгов не приглашаются на Олимпийские игры в Корею… Если разъяснений не последует, то, возможно, спортсменам нужно будет пересмотреть решение относительно своего участия в Олимпийских играх в Пхенчхане. Нас очень хотели спровоцировать на бойкот решениями комиссии Шмида и исполнительного комитета МОК. Поняв, что бойкота они не добились, решили действовать таким иезуитским способом — не допускать российских лидеров с идеальной репутацией. Это попахивает политическим шантажом...»
И все же глобального бойкота скорее всего не случится — президент России разрешил спортсменам участвовать в Олимпиаде под нейтральным флагом и вряд ли публично изменит свое решение. Но некоторые федерации (особенно те, чьи заявки сильно урезаны) могут по собственной инициативе (или по мягкой рекомендации сверху) отказаться от поездки в Пхенчхан. Например, по состоянию на 23 января право выступить на Играх получили только три биатлониста из России, то есть команда автоматически лишается возможности стартовать в эстафетах (там нужно 4 спортсмена). А если вспомнить, что все три медали в 38 гонках сезона 2017/18 выиграл не получивший (пока) приглашение Шипулин, то для федерации поездка в Корею выглядит бессмысленной — выгоднее, пожалуй, разыграть карту оскорбленного патриотизма. Но вот согласятся ли с этим три российских биатлониста, допущенных на Олимпиаду?
У призера Сочи-2014 сноубордистки Алены Заварзиной, получившей приглашение в Пхенчхан, ответ однозначный: «Все эти истерики по поводу унижения — это, конечно, кинематографично, но все забудут эти большие жесты через пару дней… Запомнят только тех, кто поедет и надерет им ж**у, с флагом, без флага. Да хоть лысым и голым! У меня на лице написано, откуда я. И мне не стыдно».