Ограничения против 18 российских компаний Министерство экономического развития и торговли Украины ввело по запросу СБУ еще 30 октября прошедшего года. Основание — «проведение действий, которые могут навредить интересам национальной экономической безопасности». Санкции предусматривали временное приостановление внешнеэкономической деятельности на территории Украины и вступили в силу 9 декабря 2017 года.
Большая часть попавших под действие российских компаний-резидентов занимались поставками продуктов питания и другой продукции на неподконтрольные территории Донбасса. Прекращение их работы с украинскими хозяйствующими субъектами не несло сколько-нибудь серьезных рисков для экономики Украины и населения.
Очередные украинские санкции были введены на фоне заявлений официальных лиц в Вашингтоне о намерении ужесточить ограничения в отношении России. Таким образом Киев пытался не отставать и получить дополнительные преференции в глазах американского истеблишмента.
Внимание наблюдателей в санкционном списке привлекло ростовское ООО «Южтранс». Это предприятие поставляло значительные объемы антрацита для украинских тепловых электростанций и металлургических комбинатов. Только за две недели в начале ноября 2017 года «Южтранс» поставил генерирующей компании «Донбассэнерго» более 100 000 тонн антрацита.
Ситуация с ресурсным обеспечением антрацитом ТЭС Украины после старта отопительного сезона остается неоднозначной. Дефицит антрацита преследовал энергетиков после объявленной активистами в марте 2017 года блокады Донбасса. Несмотря на то, что по итогам прошедшего года Украине удалось сократить потребление антрацита с 9 до 4 млн тонн, проблема стабильности угольных запасов на складах украинских ТЭС сохраняет свою актуальность. Согласно данным Министерства энергетики и угольной промышленности запасы угля на складах ТЭС на 22 января составляли 1,68 млн тонн. С 6 ноября 2017 года по 2 января 2018 года они выросли на 73,6% — с 1,064 до 1,847 млн тонн, после чего снижались.
Если крупнейший производитель электроэнергии из угля — частная компания ДТЭК — переориентировалась на поставки антрацита из ЮАР, то два других производителя — государственная «Центрэнерго» и приватизированная «Донбассэнерго» контрактовали топливо из других источников. «Центрэнерго» в конце лета 2017 года подписала нашумевший контракт на поставку 700 000 тонн антрацита из ресурсов американской XCoal.
Подозрения в том, что XCoal будет сложно выполнить условия контракта с Украиной на поставку антрацита, существовали изначально. Причина — в США всего в год добывают 2 млн тонн антрацита. В результате, до конца года поставки составили лишь 412 000 тонн. Появилась информация о том, что XCoal проводит поиски недостающего ресурса в ЮАР. С началом зимы возрос риск увеличения сроков доставки импортного угля в Украину морем по причине плохих погодных условий.
В наихудшем положении оказалась генерирующая компания «Донбассэнерго». В ее составе на контролируемой Киевом территории остался один объект — Славянская ТЭС. После введения санкций в отношении российского поставщика антрацита создалась реальная угроза срыва поставок электро- и теплоэнергии потребителям зимой.
В итоге, санкции были отменены через 20 суток после их введения. Данная история продемонстрировала, что введение санкций в отношении «Южтранса» преследовало некие внутриукраинские политические цели. Рационального экономического объяснения на фоне непростой ситуацией с углем в ходе отопительного сезона оно не имело.
Прогнозируемо, что 40-дневная отсрочка вступления в силу ограничений так и позволила «Донбассэнерго» подписать новые контракты с другими поставщиками антрацита из России. Иных источников поставок антрацита на фоне сложившейся ситуации с импортом из США и ЮАР не было и не существует в настоящее время.
Несмотря на всю трагокомичность вышеописанной ситуации можно прогнозировать, что Украина продолжит вводить санкции в отношении российских хозсубъектов. Действие санкций в отношении большинства хозяйственных субъектов растянется на неопределенный срок по причине низкой вероятности урегулирования конфликта на Донбассе и проблемы Крыма.