К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

На зависть Западу. Китайская компания стала крупнейшей мультимедиа-империей в мире

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Корпорация Tencent известна прежде всего своим интернет-сервисом WeChat, аудитория которого составляет 963 млн пользователей. О подобном размахе западные компании могут только мечтать

Сегодня американские технологические гиганты прилагают все усилия к тому, чтобы пользователи проводили за экраном своего устройства как можно больше времени. Поэтому такие компании как Apple, Amazon и Facebook делают ставку на индустрию развлечений и выделяют миллиарды долларов на создание оригинальных фильмов, сериалов, сервисов и много другого.
И чтобы понять, каким может стать будущее, где сфера развлечений всецело контролируется одной интернет-корпорацией, можно взглянуть на Китай — здесь  сетевой колосс Tencent к поставленной цели несется со скоростью ракеты.

Disney Поднебесной

Штаб-квартира Tencent находится в инновационном центре города Шэньчжэнь. Корпорация известна прежде всего своим интернет-сервисом WeChat, который представляет из себя приложение для обмена мгновенными сообщениями, а также предлагает отличные возможности для совершения покупок, проведения платежей и заказа еды с доставкой — все в режиме онлайн. Аудитория WeChat составляет 963 млн пользователей. В последние несколько лет компания без особого шума готовит кое-что совершенно новое — она становится настоящей империей развлечений, где можно найти музыку, фильмы и сериалы на любой вкус. Мастодонт китайского рынка развлечений готов потягаться в творческом мастерстве со многими конкурентами, ведь о подобном охвате потенциальной аудитории по умолчанию западные компании могут только мечтать.

Китайская медиакорпорация достигла этого путем агрессивного инвестирования. В декабре 2017 года в Tencent объявили о сотрудничестве со Spotify. Договор с ней подписала сама корпорация и ее музыкальное подразделение Tencent Music Entertainment. Теперь китайскому партнеру принадлежит небольшая доля акций шведского стримингового сервиса. Вместе компании намерены сотрудничать для развития бизнеса на рынке Китая (общим объемом около $2,7 млрд), где Tencent занимает лидирующие позиции и владеет тремя крупнейшими платформами для загрузки и прослушивания музыки: QQ Music, Kugou и Kuwo. В сумме на них приходится около 700 млн активных пользователей, которые слушают не только китайские хиты, но и песни таких всемирно известных исполнителей как Кэти Перри и Рианна. В следующем году многие ожидают выхода Tencent Music Entertainment на биржу и считают, что по сравнению с нынешней стоимостью активов $10 млрд, компания повысит капитализацию еще на $1 млрд.

 
Когда речь заходит о фильмах и телесериалах, китайская компания подсматривает стратегию у Disney и пытается дать зрителям что-то столь же грандиозное и долгоиграющее как киносага «Звездные войны» или «Мстители».

И в Tencent уже прекрасно знают, с чего начинать — с электронных книг. К примеру, на China Literature, дочернюю компанию Tencent, по ее же данным, приходится почти 50% всего электронного книжного рынка Поднебесной. Сервис имел ошеломительный успех при первичном размещении акций на гонконгской бирже в ноябре и может предложить произведения около 6,4 млн авторов, а также широкий выбор оригинальных материалов, включая самые популярные книги в жанре фантастики — их то и можно адаптировать для большого или малого экранов.

Творческий потенциал

Чэнь Юэтянь, партнер китайской инвестиционной фирмы S. Capital, занимающейся капиталовложениями в сфере мультимедиа, объясняет: «У Tencent есть особый принцип производства интеллектуальной собственности. В то время, как другие могут ее лишь приобретать, Tencent контролирует ее создание».

 

В отличие от Disney, который для расширения выбора цифрового контента приобрел бóльшую часть компании 21st Century Fox за $52,4 млрд и одним из главных источников дохода которого являются тематические парки и сувенирная продукция по мотивам мультипликационных и художественных фильмов, для Tencent главной золотой жилой стала продажа контента в сети. Последним звеном в цепи адаптации интеллектуальной собственности под нужды пользователей стали видеоигры.

Tencent является крупнейшим издателем видеоигр в мире, и вся игровая продукция регулярно приносит компании более половины ее совокупного дохода.

«Воин судьбы», книга изданная в цифровом формате компанией China Literature в 2014 году, — всего лишь один пример подобной интеллектуальной собственности, на которой компания делает колоссальные деньги. На основе книги выпустили аниме-сериал и в этом году сняли художественный телесериал, кроме того, к премьере также готовится и одноименный полнометражный фильм. В следующем году по мотивам книги, вполне вероятно, выпустят еще и игру для смартфонов. В ожидании ее выпуска 10 млн пользователей уже подписались на соответствующие рассылки.

Чарли Чай, аналитик из шанхайской фирмы 86 Research, занимающейся исследованиями китайского рынка, считает: «К середине 2018 года данная франшиза, включая продажи книги, сериалов и игр может принести корпорации $4,5 млрд».
Для пользователей это значит, что поводов расставаться с приложениями Tencent  становится все меньше и меньше. К примеру, Санни Ню, 30-летняя сотрудница государственного учреждения в Пекине, каждый день слушает музыку через сервис QQ Music, а ночью часами смотрит телепередачи и сериалы на Tencent Video. Если Ню хочется чего-нибудь еще, она иногда читает книги через Qidian, специализированное приложение China Literature для чтения электронных книг. Женщина признается: «Думаю, что я и дальше буду пользоваться приложениями Tencent. Все свои любимые развлечения я всегда могу найти здесь».

 

Глобальный масштаб

Западные компании, стремящиеся освоить бурно развивающуюся китайскую индустрию развлечений тоже не остаются в стороне. В этом году Tencent Pictures вложился в такие голливудские блокбастеры как «Чудо-женщина» и «Конг: Остров черепа». Трейлеры обоих фильмов демонстрируются в виде рекламы в сервисе Tencent Video, онлайн-платформе Tencent для покупки билетов Maoyan и WeChat, где почти 1 млрд пользователей также могут приобрести билеты в кинотеатр и загрузить тематические эмодзи по мотивам фильмов.

Но это отнюдь не означает, что у Tencent нет конкурентов. В сфере онлайн-видео за первое место компания жестко соперничает с сервисом для загрузки и просмотра видеороликов iQiyi, которым владеет Baidu. Оба эти сайта могут похвастаться ежемесячной аудиторией, составляющей более 300 млн уникальных пользователей, и оба стремятся занять как можно бóльшую долю рынка видео по подписке. Сейчас он насчитывает 144 млн подписчиков, и число готовых платить за профессиональный видеоконтент только растет.

Тем временем, оказавшийся на третьем месте видеосервис Youku Tudou корпорации Alibaba тоже начинает уделять огромное внимание оригинальным видеоматериалам. Пару недель назад Alibaba подписала многомиллионное соглашение с NBC Universal и Sony Pictures Television на трансляцию фильмов американских партнеров в Китае. Несмотря на весь безумный успех франшизы «Воин судьбы» адаптация интеллектуальной собственности компании Tencent все еще находится на начальных этапах. Как сообщают в 86 Research, по сравнению с Disney китайской корпорации не хватает профессиональных кадров, поэтому ей часто приходится полагаться на голосования зрителей или решения других студий по выбору потенциальных коммерчески успешных проектов.

Однако Чарли Чай из 86 Research уверен, что при должном подходе компания сможет повысить доходы от видеоконтента до потенциального уровня дохода от игр к 2020 году, но только при условии, если Tencent создаст собственную команду по производству видеоматериалов. Это сэкономит мультимедиа-гиганту миллиарды юаней на гонорары, которые сейчас выплачиваются партнерам, например шанхайской компании Huace Film&TV. Также эксперт добавляет: «У Tencent самая продуманная стратегия развития индустрии развлечений в Китае. Помимо видеосервисов, они уже построили монополию во всех других сферах. Если Tencent сможет стать в один ряд с Disney, то перспективы у китайской компании просто блестящие».

Перевод Антона Бундина

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+