К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Теневая торговля алкоголем в интернете приносит 1,7 млрд рублей в год

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Легализацию торговли алкоголем через интернет давно обсуждают в правительстве, но Минздрав выступает против внесения поправок в закон. При этом в сети ведутся нелегальные продажи контрафактной продукции

Ежегодный доход теневого рынка алкогольной продукции в интернете в 1,7 млрд рублей, следует из исследования компании Group-IB, специализирующейся на предотвращении кибератак. Эксперты направления Brand Protection Group-IB зафиксировали более 3 000 интернет-магазинов, действующих в обход российского законодательства о запрете дистанционных розничных продаж алкоголя, и более 100 сайтов, распространяющих оптом подделки спиртных напитков.

«Соответствующие сайты создаются как перекупщиками, которые перепродают напитки из крупных розничных сетей, так и мошенниками, реализующими контрафакт. Как правило, низкие цены на продукцию объясняются доставкой алкоголя из соседних стран (Казахстана, Белоруссии, Украины) и экономией на акцизных сборах», — отмечается в исследовании, поступившем в Forbes.

Руководитель направления Андрей Бусаргин отмечает, что розничная продажа алкоголя дистанционным способом запрещена, поэтому официальные производители не могут законно распространять алкоголь через интернет, поэтому в сети зачастую торгуют контрафактом. «Это опасная тенденция, которая влечет за собой высокий риск не только для покупателя, который нередко не осознает, что приобретает низкокачественный контрафакт, употребление которого может привести к серьезным проблемам со здоровьем вплоть до летального исхода, но и для брендов алкогольных производителей. Подделка их продукции может обернуться серьезными репутационными рисками», — поясняет он.

 

Согласно исследованию, средняя посещаемость сайта, реализующего алкоголь в розницу с доставкой, составляет 199 пользователей в сутки. В месяц это 5 970 человек. По данным Data Insight, конверсия в интернет-магазинах в категории «алкоголь», рассчитанная как соотношение числа заказов в месяц к количеству посетителей, равна 0,6%. При средней стоимости одной покупки в 1 000 рублей, ежемесячно 3 000 розничных онлайн-магазинов приблизительно зарабатывают от 107,5 млн рублей.

Ящики алкоголя к Новому году

Кроме того, специалисты зафиксировали более 100 ресурсов, реализующих оптовые поставки дубликатов (фальсификатов) известных марок, о чем открыто заявляется на их сайтах. Минимальный заказ на таких онлайн-площадках — один ящик на шесть и более бутылок. Как правило, один покупатель приобретает от 5 до 10 ящиков. Средняя стоимость одного ящика — 2500 рублей, что в 10 раз ниже цены на оригинальную продукцию. В среднем посещаемость сайтов с подделками составляет 141 посетитель в день или 4 230 в месяц. При конверсии 0,6% и среднем объеме заказа в 5 ящиков, доход оптовых продавцов дубликатов алкоголя составляет 31,7 млн рублей ежемесячно. Таким образом, по самым минимальным подсчетам доходы розничных и оптовых нелегальных продавцов в интернете составляют 139,2 млн рублей в месяц или 1,7 млрд рублей в год.

 

Бусаргин отмечает, что фактически цифры по нелегальным продажам алкоголя могут быть значительно выше, чем указано в исследовании.

«Во-первых, для того, чтобы найти интернет-магазин, торгующий фальсификатом ящиками, пользователи вводят целенаправленный поисковый запрос, например, «купить дубликат алкоголя», а значит конверсия (соотношение зашедших на сайт и купивших товар) гораздо выше, чем 0,6%. Во-вторых, на продажи влияет сезонность: и по розничным, и по оптовым продажам в канун новогодних праздников спрос на алкоголь значительно выше. Соответствующие запросы в поисковиках в этот месяц ежегодно достигают пика. Активность пользователей на 50% выше, чем в среднем в течение года. Алкоголь покупают к праздничному столу, для личных и корпоративных подарков», — подчеркивает он.

Реализуют алкоголь не только на сайтах, но и через социальные сети и доски объявлений. На этих площадках Group-IB ежемесячно фиксирует сотни новых предложений: перед праздниками их количество возрастает в 1,5 раза.

 

Помимо предложений готовой поддельной алко-продукции, в интернете доступны объявления о продаже всех необходимых составляющих для производства контрафакта. Например, стоимость одного, так называемого, «водочного комплекта» с бутылкой, этикеткой, пробкой и фирменной коробкой составляет от 38,5 рубля. Акцизная марка доступна в продаже по цене 3,5 рубля за единицу. Стоимость литра этилового спирта — от 80 рублей, метилового — от 17 рублей. С учетом того, что литр чистого спирта разводится примерно в 2 раза, затраты на изготовление одной бутылки водки объемом 0,5 литра составят 62 рубля, если используется этанол, и 46 рублей, если — метанол. Стоимость аналогичного напитка на сайте, реализующем дубликаты — 80 рублей, в розничных интернет-магазинах с доставкой — 320 рублей.

Попытки легализовать

Минфин и Минэкономразвития уже давно предлагают разрешить дистанционную продажу слабоалкогольных напитков, а после анализа правоприменительной практики, возможно, и расширить перечень разрешенной к продаже через интернет продукции. Соответствующий законопроект был еще в августе опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. Предполагалось, что документ вступил в силу в 2018 году, но до 1 января 2019 года будет разрешена дистанционная продажа только вина с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи.

В первой версии проекта закона было указано, что продавать алкоголь через интернет можно будет только после получения специальной лицензии. Выдавать лицензию могло бы Росалкорегулирование. Кроме того, если компания, индивидуальный предприниматель или сельхозпроизводитель вина захочет продавать алкогольную продукцию через интернет, необходимо будет подтвердить наличие складских мощностей минимум на год вперед, отмечается в поправках. Также на торговлю алкоголем через интернет будет распространяться запрет на продажу в ночные часы.

Однако такие поправки в закон не понравились Минздраву. В итоге документ несколько раз дорабатывали, но законопроект так и не был одобрен. Как указывается в отзыве замглавы Минздрава Дмитрия Костенникова, мешающие дистанционной продаже алкоголя пункты внесены были «недавно», а именно в конце марта 2017 года.

«Существует вероятность, что деятельность интернет-магазинов, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции дистанционным способом, будет сопровождаться нарушением целого ряда требований, установленных федеральным законом № 171-ФЗ, таких как запрет продажи алкогольной продукции в ночное время и несовершеннолетним, запрет продажи вне стационарных объектов», — пояснялось в сообщении пресс-службы Минздрава.

 

Обновленная концепция закона о дистанционной торговле алкоголем была представлена Минфином в конце сентября. Ведомство отказалось от поэтапного введения легализации онлайн-торговли и предложило разрешить со следующего года торговлю в интернете любым алкоголем независимо от крепости напитка для оптовых продавцов, тогда как розничную продажу алкоголя через интернет планировалось легализовать с 2021 года. Тем не менее документ все равно не был согласован даже в обновленной версии.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+