К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Светлое кибербудущее. Что ждет бизнес в России после объединения таможни и налоговой

Фото  Интерпресс / Андрей Пронин / ТАСС
Фото Интерпресс / Андрей Пронин / ТАСС
Первый вице-премьер Игорь Шувалов предложил поставить точку в многолетнем обсуждении объединения налоговой и таможенной служб. Определиться с решением он предложил до начала нового политического цикла, то есть до мая 2018 года.

Слияние структур в том или ином виде обсуждается уже несколько лет. В прошлом году ведомства объединил под своей крышей Минфин, что породило тогда много разговоров о том, что это сигнал и первый этап. Политическая составляющая вопроса по понятным причинам имеет как своих сторонников, так и противников. Аппаратное объединение не обходится без борьбы внутри ведомств со всеми вытекающими последствиями. Но для развития этого сектора гораздо важнее другой аспект — процесс объединения баз информационных систем двух фискальных ведомств.

Цифровое объединение в перспективе должно создать прозрачную систему, позволяющую проследить движение товара от момента пересечения границы и до его конечной реализации. Именно в моменты разрыва информационной цепи и возникает ниша для серых схем. Импортеры стремятся к минимальной стоимости во время таможенного оформления, чтобы заплатить меньше таможенных пошлин и налогов, далее внутри цепочки движения товара его стоимость увеличивается, и конечный потребитель уже платит реальную цену. За примером далеко ходить не надо. Совсем недавно силами ФТС и ФСБ удалось раскрыть схему по ввозу брендовых вещей Christian Dior и Rosie Assoulin под видом ниток.

Импортер в декларации указал стоимость товара $6,5 за 1 кг, тогда как реальная стоимость одного платья в выявленной партии составляет около 500 000 рублей. Сумма убытков государства еще подсчитывается, так как партии ввозились неоднократно в течение 2016-2017 годов., но точно составит несколько миллиардов рублей. Система сквозного прослеживания позволит обнаруживать такие случаи на самых ранних стадиях и пресекать до того, как бюджету будет нанесен серьезный ущерб. Кроме того, выявление одного случая при налаженном обмене информацией между ведомствами открывает возможность выходить на другие недобросовестные компании и таким образом постепенно очищать рынок. Точка продаж, через которую сбывался ввезенный контрафакт, после инцидента естественно окажется в зоне повышенного риска, и через нее будет сложно в дальнейшем сбывать другие партии товара, ввезенные с нарушениями.

 

В рамках комплексной программы развития Федеральной таможенной службы до 2020 года «10 шагов навстречу бизнесу» планируется свести к минимуму человеческий фактор с помощью перехода к электронному документообороту и автоматизации бизнес-процессов. Таможня поставила себе амбициозную задачу к 2020 году выпускать в автоматическом режиме товар по 99% деклараций компаний, не попадающих в зону риска.

Решению этой задачи будет способствовать, в частности, создание Центров электронного декларирования (ЦЭД).  Сейчас в России работает 672 места таможенного оформления. ФТС планирует сократить их число до 16 – создать 8 ЦЭДов в столицах округов, ЦЭДы в Калининградской и Московской областных таможнях, электронную таможню Московского авиаузла, ЦЭДы в энергетической, акцизной и в портовых таможнях. В центры будет перенесен весь процесс оформления, а у таможенных постов останется функция фактического контроля.

 

Автоматизация выпуска использует технологии автоматического анализа данных. Выпуск происходит не самопроизвольно, а следуя разработанному алгоритму, который можно усовершенствовать по мере накопления статистики. Выявлять возможные нарушения призвана система рисков. Таможенники с помощью аналитики выявляют определенные критерии – индикаторы риска. Если система рисков срабатывает – это повод для проведения досмотра, дополнительной проверки документов и так далее.

Технологии против коррупции

Применение технологий автоматического анализа данных дает большие преимущества: минимум ошибок, высокая скорость, снижение коррупции. Переводя все процедуры на цифровые технологии и накапливая большой объем данных, который можно использовать как в анализе деятельности экономических субъектов, так и движении товарных партий, государство получит возможность оперативно вычислять играющие не по правилам компании и всю инфраструктуру, используемую ими.

При этом по мере внедрения технологий и взаимодействия информационных систем ведомств контраст между так называемым «белым», «серым» и «черным» бизнесом увеличивается – остается только «черное» и «белое» – либо ты добросовестный для государства, либо «не очень понятный» и попадаешь в зону риска. Логично, что автоматический выпуск и, соответственно, снижение издержек работают только для «белой зоны», то есть добросовестных контрагентов.

 

Внедрение на уровне государства системы прослеживание товара потребует соответствующих шагов навстречу со стороны бизнеса. При этом крупные компании за счет больших оборотов имеют возможность безболезненно в финансовом смысле выстраивать автоматизированные процессы, в том числе сквозной учет товарных партий. Однако не все мелкие компании смогут столько инвестировать в автоматизацию. Затраты на решения у тех и других одинаковые, но составляют разную долю в выручке.

Кроме того, мелкие контрагенты работают с малым бизнесом, а у ФНС гораздо больше вопросов по ним. Малый бизнес в результате зачастую оказывается в менее выигрышной ситуации – из-за его небольших масштабов многое в нем кажется для проверяющих подозрительным: изменение закупочной цены, не вовремя сданная отчетность, странная банковская транзакция. Еще и упрощенная система налогообложения также не оставляет возможности сквозного отслеживания. Таким образом, у мелких компаний в результате цифровизации возможностей использовать режим благоприятствования становится все меньше – в результате у них будут выше транзакционные издержки.

Переходный период никогда не бывает простым, и если смотреть в долгосрочной перспективе, то выбранная государством стратегия при ее правильной реализации позволит существенно увеличить эффективность таможенного и налогового администрирования. Вместе с тем, для многих компаний, особенно небольших, возникнет необходимость либо переформатировать свою деятельность, либо искать ниши на других рынках.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+