«Пучина огня и насилия». Почему Эрдоган и Путин возмутились решением Трампа по Иерусалиму
В среду, 6 декабря, президент США Дональд Трамп потряс Ближний Восток и шокировал весь остальной мир. Выступая в Белом доме, он заявив о том, что пришло время «официально признать Иерусалим столицей Израиля». Одновременно Трамп подписал указ о переносе посольства США из Тель-Авива в Иерусалим и поручил Госдепу заняться этим вопросом. Трамп обещал сделать это еще ходе своей перевыборной кампании. Но тогда всерьез его обещания, как, возможно, и его самого, никто не воспринимал.
Решение Трампа о признании Иерусалима столицей Израиля никого не порадовало, за исключением, может, премьер-министра этой страны Биньямина Нетаньяху. Ближневосточные страны, которые признают Израиль не чем иным, как государством-оккупантом, пережили микроинфаркт. В Европе реакция была более сдержанной. «Озабоченность» решением американского президента» выразили главы Великобритании, Франции, Германии и другие.
В Кремле отметили, что решение Трампа только осложнит ситуацию в регионе. «Мы полагаем, что как минимум это решение сейчас не способствует какому-то продвижению в ближневосточном урегулировании, а, наоборот, как мы видим, первое — приводит к расколу среди международного сообщества», — заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.
Глава МИД России Сергей Лавров попросил госсекретаря США Рекса Тиллерсона разъяснить смысл решений, которые были приняты относительно перевода посольства США в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим. «Попросили объяснить, какие последствия этого шага американцы видят для усилий, которые предпринимаются под эгидой ООН в рамках «квартета» международных посредников», — заявил Лавров.
Реакция Турции
В Турции решение главы Белого дома было встречено крайне негативно. Уже на следующий день глава государства Реджеп Тайип Эрдоган позвонил российскому президенту Владимиру Путину. Президенты двух стран выразили серьезную обеспокоенность в связи с решением США о признании Иерусалима в качестве столицы Израиля и объявлением о планах перевода туда из Тель-Авива американского посольства. «Такие шаги могут перечеркнуть перспективы ближневосточного мирного процесса», — подчеркивалось в сообщении пресс-службы Кремля.
В ходе телефонного разговора Эрдоган и Путин отметили недопустимость дальнейшей эскалации напряженности в регионе, призвал направить усилия международного сообщества на возобновление палестино-израильских переговоров в целях поиска компромиссного решения всех проблем, включая вопрос о статусе Иерусалима.
У себя на родине Эрдоган был более красноречив. «Подобные шаги бросают наш регион в пучину огня и насилия. Вы этого хотите, мистер Трамп? Какое же это политическое достижение? Политические лидеры существуют для того, чтобы сохранять мир, а не провоцировать войны!», — заявил он, выступая перед своими сторонниками.
МИД Турции в своем заявлении призвал администрацию Трампа «пересмотреть ошибочное решение, которое может привести к крайне негативным последствиям, и избежать нерасчетливых шагов, которые нанесут ущерб статусу Иерусалима как многокультурного и исторического города».
Примечательно, что именно в Анкаре и Стамбуле состоялись наиболее крупные акции протеста против решения Трампа, если не брать естественный взрыв негодования в самой Палестине. Это и не удивительно, ведь в последнее время антиамериканские настроения в Турции зашкаливают. Согласно опросам, 66% турок считают США главной угрозой для их страны. Израиль традиционно занимает второе место в списке «врагов Турции» (37%).
У Анкары в последнее время накопилось немало претензий к США. Во-первых, она обвиняет американские спецслужбы в организации попытки государственного переворота в стране в июле прошлого года. В США проживает известный турецкий богослов Фетхуллах Гюлен, который, по мнению турецкого руководства, стоял за попыткой госпереворота. Несмотря на многочисленные попытки Анкары добиться его экстрадиции, американцы отказываются это делать, ссылаясь на недостаточное количество доказательств с турецкой стороны.
Во-вторых, турки недовольны поддержкой, которую Вашингтон оказывает сирийским курдам. Анкара рассматривает сирийских курдов как подразделение Рабочей партии Курдистана (РПК), с которой она ведет войну с 1984 года и которую признает террористической организацией. Турция опасается, что оружие, которое США поставляют сирийским курдам, в итоге окажется в руках у РПК и будет использовано против турецких военных.
В-третьих, отношения двух сторон осложнило так называемое «дело Зарраба». Реза Зарраб — это ирано-турецкий бизнесмен, которого власти США обвиняют в нарушении санкций против Ирана. Зарраб был главным подозреваемым в крупном коррупционном скандале в Турции в 2013 году, в котором оказалось замешано ближайшее окружение Эрдогана. Анкара хотела добиться экстрадиции Зарраба и судить его дома, опасаясь, что он может раскрыть нежелательные для публичной огласки коррупционные схемы турецкого руководства. Но судебный процесс по делу Зарраба проходит в Нью-Йорке.
Все эти проблемы стали причиной охлаждения отношений Турции и США. И решение Трампа перенести посольство в Иерусалим лишь добавило в них напряженности. На этом фоне президент Турции старается выступить лидером фронта в защиту Палестины. Для этого 13 декабря он собирает в Стамбуле саммит Организации исламского сотрудничества, на котором будет рассмотрен вопрос о статусе Иерусалима. Об этом Эрдоган и предупредил Путина в ходе прошедшего телефонного разговора.