Дети — наше все: шесть способов уйти от советского мышления при воспитании наследников
Мы ожидали, что в ближайшие годы станем свидетелями передачи крупных и не очень состояний и бизнеса второму поколению (детям) их нынешних владельцев. Ведь владельцам бизнесов и обеспеченным родителям уже нередко далеко за 50, и у многих старшие дети уже взрослые. За прошедшие года много раз обсуждались вопросы преемственности с самими владельцами, как в рамках различных открытых и закрытых мероприятий, так и лично. И эти разговоры показали, что большинство российских обеспеченных родителей пока проблему «преемственности» и перспективы построения «семейного бизнеса» не считают как-то особенно актуальной, воспринимая ее через призму наследования, время которого, по их мнению, наступит ещё не скоро.
Оказалось, что обеспеченных родителей гораздо больше волнует вопрос, как воспитать и сделать успешными своих детей. Это тема актуальна для многих бизнесменов. Одна из причин для волнения: многие на примере своих старших детей, которым нередко уже за 30, разочарованы тем результатом, к которому привел их, обычно, квази-советский подход к воспитанию второго поколения. Это когда основные усилия направляются на получение первоклассного образования (часто — зарубежного), обеспечивается некоторый стартовый капитал, и дальше предполагается, что этого достаточно, чтобы следующее поколение добилось дальнейшего успеха самостоятельно.
Почему этот подход квази-советский? Он очень похож, хотя и на другом материальном уровне на то, что родители старались обеспечить своим детям в советский период. В то время, в силу ограничений, накладываемых общественно-политической системой, советский родитель, даже самый высокопоставленный, вряд ли мог дать своему ребенку существенно больше, нежели обеспечить его квартирой, автомобилем, местом в престижном вузе и некоторой суммой на сберкнижке.
Распространенность советской модели воспитания вполне объяснима и подавляющая масса исповедует именно такой подход. Одна из основных причин – нынешнее поколение родителей фактически воспроизводит модель развития детей, которую они сами видели в своем детстве. Другая причина распространенности такого подхода к воспитанию следующего поколения— он относительно прост (заплатил за образование, обеспечил стартовые условия, а дальше – все сам) и, на первый взгляд, справедлив — все дети получают примерно одинаковый стартовый пакет.
Проблема применения такого подхода в новых условиях, который часто выливается в концентрации усилий на получении западного образования, в том, что на практике чаще оказывается, что обучения в дорогих частных школах и западных университетах, даже сдобренного стартовым капиталом, самого по себе явно недостаточно для достижения ожидаемого родителями успеха.
Сами дети тоже не сказать, чтобы были сильно довольны результатами. Например, опрос второго поколения семей долларовых миллионеров, который наш Центр управления благосостоянием и филантропии Сколково проводил недавно, показал, что второй самый распространенный страх среди второго поколения – что они не смогут обеспечить свою семью. Этот страх отметили 43% тех, кому было больше 25-и лет на момент опроса. Более половины ребят старше 25-и в качестве главного опасения назвали боязнь не реализовать поставленные перед собой цели. Поразительно, что это дети тех, кого можно назвать сверхобеспеченными людьми по среднероссийским меркам. При этом в целом второе поколение не жалуется на отсутствие поддержки со стороны семьи – таких в нашем опросе оказалось меньше 3% респондентов. Число тех, кто считает свои отношения с родителями непростыми составило всего около 10%. Это тоже не много.
В чем причина того, что дети чувствуют себя слабо подготовленными к самостоятельной жизни, невзирая на существенные ресурсы, которые родители вкладывают в их образование?
На мой взгляд, таких существует три основных причины. Первый — это чрезмерная опека. Не секрет, что многие дети из состоятельных семей живут под постоянным присмотром. С ощущением, что родители, если что, подхватят и помогут. Без возможности делать ошибки и решать «взаправду». В результате, когда приходит время для собственной «игры» и самостоятельного «выхода на оперативный простор», оказывается, что у многих из них нет соответствующих навыков и опыта; им сложно принимать любые серьезные решения самостоятельно и действовать в условиях жесткой конкуренции, когда нет заранее заданного правильного ответа.
Также можно выделать еще одну причину почему дети чувсвуют себя не подготовленными — чрезмерный фокус на формальном образовании в ущерб практическому опыту. Информация без опыта ее практического применения — это просто теория. Особенно, когда ребенок учится в английском университете, а применять полученные теоретические знания должен будет потом в России, среда которой мало походит на английскую. И когда практический опыт тоже формируется «под присмотром», то есть как бы и не совсем опыт. Например, тот же наш опрос детей долларовых миллионеров показал, что второе поколение по большей части начинают вовлекать в управление семейным бизнесом или активами преимущественно только после окончания обучения в университете, тем самым упуская возможность соотнести получаемые в университете знания с практикой.
Третья причина — непроговоренность финансовых взаимоотношений после «выхода в свободное плавание». Наши данные показывают, что дети в состоятельных семьях рассчитывает на гораздо большую и продолжительную поддержку со стороны родителей и на большее вовлечение в управление семейными активами, чем планируют сами родители. То есть, для детей «советская» парадигма помощи следующему поколению не является столь же очевидной, как для их родителей. В результате когда приходит время жить самостоятельно, для многих это оказывается, своего рода, «культурным шоком», тем более, когда предыдущие 25 лет они живут на всем готовом, особо не задумываясь о финансовых ограничениях.
Даже когда взаимные ожидания по участию в управлении семейными активами совпадают, не всегда они проговариваются – в нашей практике были случаи, когда сын ждал, что к нему с просьбой вовлечься в управление семейным бизнесом обратится отец, а сам глава семейства ждал, когда же к нему придет с инициативой сын. И если бы не счастливое стечение обстоятельств, в ходе которого это взаимное ожидание «всплыло на поверхность», такая ситуация могла продолжаться еще долго.
Это неудивительно, так как в российских семьях, в большинстве своём, пока не принято обсуждать стратегические финансовые вопросы в «большом семейном кругу»: наши опросы показывают, что обычно такого рода систематические обсуждения проходят в 20-25% семей. Мешает и отсутствие взаимного понимания «критериев успеха» и высокая планка, которую дети в обеспеченных семьях, глядя на родителей, имеют привычку себе ставить. Часто не понимая, что их ожидания явно завышены и нереалистичны.
Какие практические рекомендации можно сформулировать
1. Отойти от «советской» модели.
Первый шаг – признать, что место «советской» модели воспитания следующего поколения с ее чрезмерным фокусом на формальном образовании – в прошлом. Она безнадежно неадекватна новой реальности с ее большим разнообразием доступных родителям инструментов, более широкими финансовыми возможностями, и радикальной сменой экономического ландшафта каждые 10-15 лет.
2. Пространство для ошибок и ответственности.
У детей должно быть пространство для собственных экспериментов и ошибок. Без гарантированной «страховки» со стороны родителей. Причем пространство ответственности не обязательно должно быть вне семьи. Например, американский психолог Джеймс Фогарти в качестве одного из основных факторов, позволяющих снизить риски при воспитании детей в обеспеченных семьях, называет наличие у ребенка значимых обязанностей по дому.
3. Целенаправленное развитие практических навыков.
Правило «10000 часов», популяризованное десять лет назад американским публицистом Майклом Гладвеллом, согласно которому, чтобы стать экспертом в каком-либо деле, надо на его изучение потратить 10000 часов, никто не отменял. Чем раньше ребенок начнет учиться практическим навыкам, желательно с опытным наставником, тем лучше. Если вы рассматриваете возможность вовлечения ребенка в семейный бизнес – не ждите, пока он(а) окончит формальное обучение. Вовлекайте раньше. Например, исследование успешности передачи управления семейными бизнесами следующему поколению (Entrepreneurial legacy: Toward a theory of how some family firms nurture transgenerational entrepreneurship) показало, что один из важнейших факторов успеха в такой передаче – систематическое и планомерное вовлечение потенциальных преемников в процесс управления с ранних лет.
4. Понимание карьерного ландшафта и определение реалистичных критериев успеха.
Наш опыт общения с представителями второго поколения состоятельных семей показывает, что у многих из них очень размытое и приблизительное представление о карьерных возможностях, перспективах и уровне финансовой компенсации, существующих в реальном мире за пределами «огороженного пространства», обеспечиваемого им родителями. Причем даже в довольно взрослом возрасте – на старших курсах университета. Да и родители нередко имеют очень смутное представление о том, что же для них значит «успех» их ребенка в прагматическом плане. Простой вопрос, который я люблю задавать состоятельным родителям в этом контексте: «Зарплата в 500 000 рублей в месяц – это успех?» Сейчас на рынке есть уже немало опытных профессионалов, которые могут помочь ребятам как сориентироваться в карьерном ландшафте.
5. Не быть в плену гендерных стереотипов
Наши недавний опрос показал, что пока в состоятельных семьях сыновья вовлекаются в управление семейными активами в два раза чаще, чем дочери. Это вряд ли можно считать адекватным, особенно учитывая, что по данным Grant Thornton Россия – мировой лидер по доли женщин-руководителей. Рекомендуем шире смотреть на возможные карьерные траектории своих детей, не загоняя их в узкие рамки традиционных «гендерных ролей».
6. Обсуждать финансовые взаимоотношения
Один из источников волнения для второго поколения после начала самостоятельной жизни – отсутствие четкого понимания принципов взаимоотношений, прежде всего, финансовых, с родительской семьей после «выхода в самостоятельное плавание». Какой правильный ответ? Вариантов здесь множество: от полного прекращения финансовой поддержки, то выплаты «стипендий» в привязке к возрасту и каким-то события. Представляется разумным руководствоваться принципом, в свое время сформулированным членом списка Forbes Уорреном Баффетом: дать достаточно средств, чтобы ребенок имел возможность заниматься любимым делом, но недостаточно, чтобы не заниматься вообще ничем.