Гаджет для котика. Как продлить жизнь домашних животных с помощью новых технологий
На пятой ежегодной Национальной ветеринарной конференции, прошедшей в конце октября 2017 года, одна из сессий называлась «Ветеринария — взгляд в будущее». Приглашенным спикерам — представителям нескольких ERP-систем (программный софт для ведения бизнеса ветклиник) и первого в России сервиса по онлайн-записи в ветклиники — предложили поразмышлять, что ждет ветеринарную индустрию в России в перспективе 10 лет. Казалось бы, довольно распространенная тема для отраслевых конференций. Но все не так просто.
Ветеринария в России сегодня пока еще далека от инноваций. Всего в России, согласно Euromonitor, около 4400 ветклиник, и менее 200 используют электронные системы для ведения записи клиентов и заполнения медкарт. Остальные по-прежнему ведут дела на бумаге. Причин этому несколько: консерватизм профессии, небольшая рентабельность бизнеса большинства клиник и отсутствие регулирования со стороны государства.
В итоге индустрия развивается медленнее, чем могла бы, и вот почему. Основу бизнеса большинства ветеринарных клиник (лишь несколько десятков клиник в России работают со сложными заболеваниями) составляют простые терапевтические манипуляции, профилактические услуги и несложные хирургические операции: приемы-консультации, вакцинации, кастрации, диагностические процедуры. Эти процедуры способны продлить жизнь питомцу и выявить на ранней стадии серьезные заболевания, но только при условии, что они будут проводиться регулярно и качественно. Однако менее 5% владельцев кошек и собак следят за здоровьем своих питомцев должным образом. Остальные обращаются в клиники только тогда, когда животному уже бывает сложно помочь. В итоге животные не получают нужного ухода и погибают, а клиники теряют визиты и пациентов.
На развитых рынках, где ветеринарная деятельность регулируется, а у кошек и собак есть права, все выглядит стабильнее. Лечить животных можно по страховке, а основу бизнеса ветеринарных клиник часто составляют чек-апы. Бизнес крупнейшей американской сети ветеринарных клиник Banfield построен на так называемых wellness-планах. В зависимости от пола, возраста, породы и особенностей здоровья животному назначаются профилактические и диагностические процедуры, а клиника, в свою очередь, напоминает о следующем визите.
На регулярность визитов и, как следствие, увеличение продолжительности жизни питомцев направлены и многочисленные мобильные приложения, появляющиеся последнее время как грибы после дождя. Согласно данным рейтингового агентства AppAnnie, за последние полгода в мире было выпущено более 20 мобильных приложений для владельцев животных. А на сайте сообщества бизнес-ангелов AngelList есть более 70 стартапов про кошек и собак. Как правило, эти приложения выполняют функцию помощника, напоминая, когда нужно сделать прививку, провести обработку от паразитов, запланировать визит к врачу и пр. Чтобы составить впечатление, о чем они все, достаточно посмотреть на приложения 11 Pets и Treat.
Международные FMCG-компании, производящие питание для домашних животных, также идут в digital health. Какие-то компании выпускают мобильные приложения, помогающие правильно подобрать корм и следить за здоровьем и весом питомца, а кто-то идет дальше. Так, в прошлом году Mars инвестировал $117 млн в компанию Whistle — стартап по производству smart-ошейников с GPS. Они позволяют следить за уровнем активности животного, продолжительностью прогулок и сна и отправляют отчеты владельцу в одноименное приложение. Стоимость такого ошейника для владельцев кошек и собак — около $80.
Довольно скоро, в перспективе двух-пяти лет, все эти тренды увидим и мы. Сейчас в России 50 млн домашних питомцев — в два раза больше, чем 15 лет назад. При этом больше 30% населения страны – это миллениалы, и очень скоро вся жизнь будет проходить через мобильные устройства. Тогда у ветеринарных врачей будет гораздо больше пациентов и возможностей для успешного ведения бизнеса, а у владельцев питомцев — возможностей получить доступ к их услугам.