Новый административный регламент, вступающий в силу 20 октября, узаконивает использование камер в зоне действия временных знаков ограничений скорости. ГИБДД утверждает, что это сделано по просьбе владельцев дорог для повышения безопасности ремонтных работ. Но общественные организации видят в этом лоббизм со стороны частных компаний, занимающихся фотовидеофиксацией нарушений. Ведь в последние годы автомобилисты стали более педантично относится к соблюдению скоростного режима, и доходы от камер снизились, особенно в городах.
К сожалению, внимательность не всегда спасает от штрафа. Дело в том, что в нашей стране принято «забывать» знаки временных ограничений после окончания ремонтных работ. Например, на Новорижском шоссе, рядом с рухнувшей пирамидой Александра Голода, есть другая достопримечательность — желтый знак «60», в свое время установленный рабочими. Реконструкция шоссе давно завершена, но у дорожных служб несколько лет не доходят руки демонтировать ненужный знак. Конечно, водители игнорируют его как очевидно абсурдный. Но скоро все изменится.
Качаем деньги
Давайте посчитаем, какой доход получит частная компания, установив всего одну камеру типа КРИС-П (стоимостью около 500 000 рублей) в зоне действия этого забытого знака. Ежедневный трафик в одном направлении Новорижского шоссе на этом участке достигает 50 000 автомобилей в сутки. Даже в час пик в районе пирамиды Голода движение свободное. Там редко бывают пробки. Поэтому возьмем 20 часов как время, когда средняя скорость там близка к максимально разрешенной, то есть выше 100 км/ч. За это время там проезжает порядка 35 000 автомобилей.
Все эти автомобили получат штраф с нашей камеры по ст. 12.9.3 КоАП РФ «превышение установленной скорости движения транспортного средства на величину более 40, но менее 60 км/ч». Штраф составляет 1000 рублей. Вероятность распознавания номера у этого прибора составляет 85%. Соответственно, по формуле вычисляем доходность камеры за сутки: 35 000 х 1000 х 0,85 = 29,75 млн рублей в сутки или 10,9 млрд рублей в год.
Как вам доходность более 2 000 000% годовых? Еще раз: два миллиона процентов годовых. Карл Маркс отмечал, что за 300% прибыли капитал пойдет на что угодно. Что же тогда он сделает ради 2 000 000%? Такую доходность не приносит даже торговля наркотиками и оружием! А вот камеры фотовидеофиксации нарушений станут приносить.
Конечно, вы возразите, что часть автомобилистов штраф проигнорирует, а остальные заплатят с 50% скидкой. Хорошо, давайте рассчитаем доходность с учетом этих данных. Из статистики мы знаем, что штрафы платит примерно 85% автомобилистов. Итак: 29,75 х 0,85 х 0,5 = 12,6 млн рублей в сутки или 4,6 млрд рублей в год. Это «всего лишь» 900 000% годовых!
Теперь давайте рассчитаем общую цифру, которую изымут из карманов автовладельцев за сутки после 20 октября. Для этого нам надо знать, что всего в стране на текущий момент 4500 мобильных комплексов фиксации нарушений. Предположим, что половина из них будет работать для обеспечения временных ограничительных знаков, то есть — 2250 штук.
Расчет: 2250 х 12 600 000 = ... Вы только не упадите от этой цифры: это 28,5 млрд рублей в сутки! 10 трлн рублей в год!
А если все 4500 камер подключить к этой схеме, то собранная сумма превысит 20 трлн рублей, что почти равно консолидированному бюджету всей Российской Федерации. Задумайтесь, даже налоговая и таможенная службы оказываются не нужны, ведь всего лишь несколько тысяч роботов могут изъять из карманов автомобилистов все деньги для обеспечения нужд государства.
Правильно говорят, что люди — новая нефть России. Но, мне кажется, даже нефть не приносила такой доходности, какую обещает принести владельцам камер ликвидация всего лишь одной строчки в одном приказе МВД. Я не удивлюсь, если очень скоро трубопроводы заржавеют по причине ненужности. Ведь уже сегодня из скважин начнет бить настоящий фонтан штрафов.