«Ура, нам не повысят налоги!» — в Думу внесен проект бюджета на три года
Внесенный недавно в Госдуму проект федерального бюджета на 2018-2020 год на первый взгляд не содержит никаких сенсаций. Действительно, бюджет на будущую трехлетку представляется логичным продолжением текущего, и все основные параметры бюджета 2018-2020 закономерно вытекают из принципов бюджетной политики, определенных годом ранее, — объем доходов бюджета рассчитывается исходя из консервативного макроэкономического прогноза, а объем расходов определяется бюджетным правилом.
Тем не менее в проекте закона есть на что стоит обратить внимание.
Ура, нам не повысят налоги!
Первое, что хочется сделать, глядя на пояснительные документы к проекту, это воскликнуть: «Ура, нам не повысят НДС!». Нынешняя редакция закона не предполагает повышение НДС — самого важного для всех потребителей налога. Мера, которую хотели реализовать после 2019 года в рамках налогового маневра «повышение НДС/снижение социальных взносов», пока в бюджете не фигурирует.
Конечно, немного дегтя в этот мед добавляет дополнительное повышение ставок акцизов на нефтепродукты, которое неминуемо отразится на цене бензина и по цепочке на ценах всех остальных товаров. Но эта ложка дегтя в данном случае лишь немного отравляет радость от «не повышения» НДС и «не отмены» его льготной ставки.
Понятно, что ликовать пока преждевременно - после выборов все может еще десять раз поменяться - однако текущая версия закона о бюджете на 2018-2020 год оставляет некоторый повод для оптимизма.
Неужели все-таки режем оборону?
Несмотря на то, что в законопроекте расходы федерального бюджета являются «замороженными» в номинальном выражении, в процентах ВВП можно заметить существенное снижение доли расходов на оборону – с нынешних 3,1% ВВП до 2,5% к 2020 году. Учитывая, с каким скрипом каждый раз проходит обсуждение возможности снижения расходов по этой статье, заложенные Минфином в проект бюджета параметры выглядят очень неплохо.
Стабильность – признак мастерства?
Однако, несмотря на снижение расходов на оборону в процентах ВВП, общая структура расходов федерального бюджета остается практически неизменной. В частности, мы не видим никакого всплеска расходов на национальную экономику или комплекса мер по стимулированию экономического роста. Даже к концу трехлетки на национальную экономику планируется тратить уже традиционные 12 процентов всего объема расходов федерального бюджета.
Аналогичная ситуация и с другими направлениями. Статьи «здравоохранение» и «образование» также займут по 11-12% расходов каждая. «Социальная политика» останется лидировать в структуре расходов с весом 35%. А еще порядка 30% продолжат «съедать» статьи «оборона» и «национальная безопасность».
Почему Минфин настолько стабилен в своих предложениях?
Возможно, Министерство финансов перестраховывается, считая, что даже к 2020 году бюджетные ресурсы будут пребывать в плачевном состоянии, и потому не хочет давать необдуманных обещаний. Или считает, что эффективность бюджетных расходов на «национальную экономику» настолько низка, что не хочет тратить средства впустую. А может быть, наоборот, думает, что экономика может выйти на новую траекторию роста самостоятельно и без государственных инвестиций. Или главным инструментом поддержки роста видит налоговые новации для нефтегазового сектора. Трудно сказать. Не исключено, что Минфин, как и все мы, пока просто не в курсе стратегических приоритетов и потому не заглядывает слишком далеко вперед.