«Москвичи, сдавайте ваши ведра в утиль!» — так или примерно так в последние годы размышляют столичные чиновники. И вот недавно главный идеолог транспортной реформы Москвы Максим Ликсутов взял и подсчитал наши с вами убытки от пользования личным автотранспортом.
«Как вы думаете, сколько процентов времени от 100% вы пользуетесь своей машиной? В Москве это 7%», — поставил в эфире радиостанции «Говорит Москва» глава столичного департамента транспорта неутешительный диагноз. По его словам, остальное время машина стоит и теряет деньги. Речь об уплате страховки, без которой вам на дороги общего пользования путь заказан, поддержании технического состояния автомобиля. В конце концов, просто оказавшись за воротами дилерского центра любой новый автомобиль тут же теряет 10% стоимости. Так что худшую инвестицию сложно представить, заключил Ликсутов.
Что ж, тут есть, над чем задуматься. У нас с женой, к примеру, в семье одна машина на двоих. И двое детей — дошкольного и школьного возраста. Стандартный будний день выглядит так: утром на машине учащиеся развозятся в образовательные учреждения, после чего машина простаивает у детсада (который у метро), как на перехватывающей парковке. Только по счастливому стечению обстоятельств местная дворовая территория еще не перекрыта жителями шлагбаумом, что, впрочем, будет длиться не вечно. На работу с супругой добираемся на метро — так быстрее и выгоднее, не нужно ломать голову над тем, куда пристроить железного коня. Узнали себя в этой истории?
Комфорт с оговорками
Будем откровенны, когда мы с вами решаемся на покупку автомобиля, последнее, о чем мы думаем, — возвратность инвестиций. Четырехколесное нам нужно (пусть и не регулярно, но так было всегда) время от времени, как то ружье, висящее мирно на стене в начале фильма и обязательно выстреливающее в концовке. Словом, тачка — это удобно.
Так, во всяком случае, было до экспансии платных парковок и выделенных полос. Машинам на дорогах общего пользования попросту оставили меньше бесплатного асфальта. А, значит, к тратам на бензин, техосмотр и страховку добавились очередные поборы. Вот и остается, бросив верного друга у детсада, ретироваться в подземку.
Какие альтернативы у нас при этом имеются? Помимо общественно транспорта это новомодный каршеринг и традиционное такси. С арендными машинами дела обстоят пока неважно. Конечно, операторов каршеринга становится все больше (на данный момент их уже семь), да и численность автопарка растет (почти 3 000 единиц). Вот только арендодатели то и дело повышают ставки на прокат машин, а, садясь за их руль, вы оказываетесь в тех же самых пробках, что и на личном транспорте. А счетчик-то тикает.
С другой стороны, мы тут с коллегами уже подсчитали как-то, что за первые три года на содержание популярных среди операторов крашеринга Hyundai Solaris и Kia Rio их владельцы выкладывают около половины стоимости новых авто, то есть 320 000 рублей (без учета покупки автомобиля). Меж тем, по данным самих арендодателей, при езде на делимобилях в обычном режиме (дом-работа плюс эпизодические разъезды по делам) за год клиент тратит около 70 000. Хотя при ряде преимуществ (например, бесплатная парковка в городе и аэропортах), есть и недостатки: об отпуске на автомобиле можете забыть, да и в наличии в нужное время и в нужном месте его может не оказаться.
Чего сделало бы каршеринг привлекательнее? Арендодатели могли бы поиграть с тарифами. Причем не напрямую, а косвенно. Например, договорившись с властями города о том, чтобы разрешить проезд на делимобилях по выделенным полосам для общественного транспорта. Как такси. Ведь пока вы стоите в пробке, счетчик накручивает кругленькую сумму.
C такси тоже не все слава богу. В том же департаменте транспорта сообщают, что ежедневно в городе около 715 000 пассажиров пользуются услугами этого вида передвижения, оставляя таксистам в среднем 498,4 рубля. Сумма немалая, даже если учесть, что передвигаетесь вы не в одиночку. Хорошая новость: за три года стоимость поездок в столичных такси подешевела на треть, не унимаются чиновники, подталкивающие вас к отказу от собственных автомобилей.
Но вот, что я заметил: если раньше таксисты за редким исключением приезжали к тебе на вызов обвешенные тремя-четырьмя смартфонами и планшетами, то теперь все чаще на борту лишь один девайс. На вопрос, что случилось, отвечают просто: наигравшись с агрегаторами, они быстро смекнули, что один проверенный оператор куда прибыльнее для них.
Мы все хотим иметь кусочек личного пространства на колесах — в этом суть. Поэтому, если не можете включить в городе режим Калифорния, чтобы мы все дружно выползли из подземки и пересели на велосипеды, просто оставьте все, как есть. А уж с инвестициями мы как-нибудь разберемся.