К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Девелоперы и умные города: технологии нужны там, где высокий уровень жизни

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Наступает глобальная эпоха умных городов. Могут и желают ли девелоперы внедрять соответствующие технологии и организовать социальную инфраструктуру?

Будущее уже наступило: то, что раньше мы видели в футуристических блокбастерах теперь за окнами крупнейших мегаполисов. «Умные» города — новое городское диджитал-пространство, совершенно другой уровень взаимодействия города и его жителей, бизнеса и инфраструктуры.

С помощью сенсоров мегаполис собирает «большие данные» в реальном времени и исследует их, делает различные срезы, используя современный, практически безграничный аналитический инструментарий. Другими словами, датчики контролируют транспортные и человеческие потоки, загрузку различных учреждений, работу коммунальных служб, например, освещения в городе, заполняемость мусорных контейнеров, и многое другое. В то же время, «умные» города – это не просто населенные пункты, снабженные сенсорами. Глобальной целью создания «умного» города является улучшение качества жизни людей и оперативная реакция на социальные потребности населения.

Согласно исследованию Frost&Sullivan, ключевые аспекты, которые определяют smart city, – умное управление, умная энергетика, умный дом, умная мобильность, умная городская инфраструктура, умная технология, умное здравоохранение и умные жители.  Во многих странах уже есть реализованные проекты smart city. Первым европейским «умным» городом считается испанский Сантандер. Там централизованно было установлено более 12,5 тысяч сенсоров, которые отслеживали количество мусора в контейнерах, свободные парковочные места, транспортные и пешеходные потоки, качество воздуха, яркость света в уличных фонарях и другие важные для жизни горожан опции.

 

«Умная» организация городской инфраструктуры позволила Сантандеру сократить расходы и в целом улучшить городской облик. Проект по «умному» транспорту был успешно решен еще в 2012 году в Лионе, за освещением и качеством воздуха следят в Глазго (проект Future City Glasgow), в Чикаго с помощью технологий борются с жалобами на крыс (проект называется WindyGrid), а в Нью-Йорке через «умные» технологии сократили число пожаров. По данным международной ассоциации The Open & Agile Smart Cities, в мире насчитывается свыше 100 городов в 23 странах мира, внедряющих smart технологии.

Развиваются «умные» элементы и в нашей стране. Москва тоже оборудована датчиками дорожного движения, которые собирают сведения о трафике. Есть проект «Электронный атлас Москвы» с интерактивной картой важных городских учреждений. Готовится полноценный проект «умного» города для «новой» Москвы, его концепция уже разработана.

 

Надо отметить, что пока в столице много нерешенных вопросов. Например, столица традиционно входит в рейтинг самых «пробочных» городов мира. В 2016 году Москва заняла 13 место в глобальном TomTom Traffic Index. При этом в России основные проблемы с развитием концепции «умного» города лежат, скорее, не в области технологий, а в части «сырой» нормативной базы и стартовых невысоких показателей по качеству жизни людей, зачастую причиной отсталого развития является низкий уровень поведенческой культуры россиян и бюрократизация многих процессов.

Например, несмотря на то, что в Москве внедрили централизованную систему парковки, которая призвана оптимизировать улично-дорожное пространство, в городе все же встречаются машины с нечитаемыми номерами (заклеенный, закрытый пленкой, листком бумаги). Несмотря на попытки городских властей установить диалог с населением, скажем, по средствам портала «Наш город», ответы на обращения местных жителей зачастую похожи на формальные отписки. Можно обвешать сенсорами все улицы и переулки города, но, если рядом с новым жилым кварталом нет детских садов, школ, больниц, спортивных клубов, это ухудшает качество жизни в этих массивах. А таких жилых кварталов даже в Москве строилось много, что говорить о регионах.

В Законе о долевом строительстве № 214-ФЗ в старой редакции деньги дольщиков нельзя было направлять на строительство социальной инфраструктуры. Крупные девелоперы всегда уделяли особое внимание возведению образовательно-спортивных объектов в рамках строящихся кварталов, но далеко не все компании хотели и могли тратить на это собственные средства. Отсюда возникали задержки в строительстве соцобъектов, либо их возводили в последнюю очередь. В новой версии закона недочет устранен (он вступил в силу в 2017 году).

 

Хотя, справедливо отметить, что сегодня также есть масса масштабных проектов жилых кварталов, даже на довольно большом удалении от Москвы (20-30 км от МКАД) на более, чем 10 000 жителей, где инфраструктура организована на высоком уровне – есть и детские сады, и школы, и спортивные базы, не говоря уже о привычных магазинах, фитнес-центрах и частных медклиниках.

С учетом того, что городское население постоянно растет (по оценкам ООН, в 2025 году доля городского населения на Земле составит 77%), и технологии «интернета вещей» проникают все глубже в жизнь и бизнес, можно предположить, что распространение цифровых городов будет продолжаться быстрыми темпами, в том числе, и в России. Однако в нашей стране надо начинать надо с качества жизни человека, конкретного жителя конкретного города.

Оно, как показывает практика, заключается не столько и не только в сенсорах, датчиках и мобильных приложениях, сколько в том, чтобы, выйдя из дома, человек имел комфортный доступ к образовательным, спортивным, здравоохранительным и другим социальным возможностям. И здесь ключевую роль играет готовность современных девелоперов организовывать соответствующую инфраструктуру для жителей мегаполисов. Готовность зависит и от специфики бизнеса конкретного застройщика, и от государственной политики в данной сфере, например, наличия налоговых и других стимулирующих преференций для социально ориентированных девелоперов.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+