Трамп уполномочен уступить: санкции против России как политическая неизбежность
В конце июля обе палаты парламента США одобрили пакет новых санкций против России. 2 августа документ завизировал американский gрезидент Дональд Трамп. Причем сомнений в том, что Трамп его подпишет, давно не было. Слишком велико давление на него. Да и смысла в вето нет никакого. Если бы Трамп и «завернул» законопроект, то пауза в несколько недель принципиально ничего бы не меняла. Вето было бы преодолено. Причем текст мог даже ужесточиться после юридического аудита.
Трамп в этом вопросе не в силах противостоять парламенту — его политическая свобода действий в отношениях с Россией обременена оппозиционным настроем конгрессменов и сенаторов. Он это признал публично на следующий день после подписания антироссийского документа. Трамп отмежевался от своей подписи, сославшись на то, что санкции в отношении России — это «заслуги» Конгресса, позиция была ему навязана и он попросту был вынужден завизировать документ. Нерешительность лидера Белого дома вступать в клинч с Конгрессом обусловлена опасениями запуска парламентом процедуры импичмента.
Новый пакет санкций напрямую затрагивает энергетические проекты России. По сути, под санкции можно подвести весь спектр кооперации с Россией, включая механизмы финансирования отраслевых сделок. Любое сотрудничество с Россией в вопросах транспортировки энергоносителей теперь можно трактовать как нарушение санкционного режима.
Получается, что около полугода ожиданий Кремлем позитивных подвижек в политическом диалоге с Трампом не оправдались. Теперь Владимир Путин объявил, что ответ России не за горами, если учесть американский цинизм и бесконечное хамство. Правда, в экономической сфере ответить нам особо нечем. Говорится о возможности сворачивания кооперации в космосе — но мы сами понесем от этого не меньший урон. Пока Москва ограничилась планом по уравниванию контингента дипломатических миссий — сотни «лишних» американских сотрудников вскоре отправят восвояси. Также готово положение о полном запрете на пользование дипломатами дачей в Серебряном Бору и столичными складами.
Политики часто пренебрегают интересами бизнеса. На примере американских санкций в отношении России при пристальном рассмотрение видно, что свод ограничений в конечном счете бьет и по топливно-энергетическому комплексу США — какие-либо запреты на кооперацию с российскими компаниями сдерживают развитие за периметром национальных нефтегазовых концернов — Exxon, Chevron, Conoco и прочих. Их стратегические ставки на экстенсивный рост за счет альянсов с российскими холдингами по добыче в Арктике — зачеркиваются. Причем сопоставимых альтернатив тоже нет — мировая ресурсная база углеводородов ограничена. И еще — перспективную шельфовую нишу американских корпораций в России с удовольствием займут азиатские игроки.
Усиление американских санкций против России затрагивает и Старый Свет. В Брюсселе считают, что под ударом оказались сразу восемь энергетических проектов с участием европейского бизнеса. Но прежде всего санкции могут навредить строительству «Северного потока-2». Политические лидеры Германии и Австрия уже высказывали недовольство политикой Вашингтона, который под прикрытием санкций намерен теснить российские углеводороды и продвигать свои – например, замещать сетевой газ «Газпрома» за счет поставок сжиженного природного газа (СПГ).
Российский холдинг пока старается не замечать проблем и продолжает форсировать реализацию своих инфраструктурных проектов по доставке газа в Европу — «Северный поток-2» и «Турецкий поток». Тем более, что финансирование на 2017 год от пула партнеров в рамках проекта «Северный поток-2» уже выбрано оператором. Хотя ранее «Газпром» признал в инвестиционном меморандуме риски срыва реализации газотранспортных проектов по доставке газа в Европу в случае ужесточения США антироссийских санкций.
Но этот сценарий — крайний. Тем более, надо понимать, что все будет зависеть и от юридической трактовки ограничительных норм. Санкции зачастую оформляются небрежно, всегда чрезвычайно важно их толкование. А возможности их умело обходить — уже искусство.
Главный же вопрос — смирится ли Европа со столь агрессивным прессингом со стороны США, граничащим с утратой Брюсселем политической самостоятельности, пока открыт.
Читайте также: Нетрадиционное ценообразование: американский газ как предмет торга Трампа с мировыми лидерами и Почему финансовый рынок игнорирует новые антироссийские санкции