Взлететь налегке: во что выльются для пассажиров новые авиационные правила
Багажно-нормативные баталии вышли на новый уровень. Законопроект, предполагающий введение так называемого безбагажного тарифа (то есть не предусматривающего нормы провоза багажа, включённого в тариф), принят в третьем чтении Госдумой и получил одобрение Совета Федерации. Однако непосредственно Воздушный кодекс не конкретизирует ряд положений, связанных с правилами провоза багажа и ручной клади, — этот пробел восполняют Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», также известные как ФАП-82 (по номеру приказа Министерства транспорта, утвердившего эти правила).
25 июля чиновники опубликовали на портале проектов нормативных правовых актов проект приказа, вносящего изменения в ФАП. И общество, не успевшее отойти от новости о появлении безбагажных тарифов, взорвалось праведным гневом. Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко разразилась грозными тирадами, называя проект документа глупостью и чушью. Пользователи социальных сетей соревновались в остроумии, предлагая летать в самолетах нагими и взымать плату за вес пассажира. Минтранс пытался отбиться, давая успокоительные комментарии. Авиакомпания «Победа» пообещала удешевить базовый тариф на 20%, если обновлённый ФАП будет утвержден.
Чтобы разобраться в ситуации, для начала стоит задуматься, а зачем вообще нужны безбагажные тарифы, а затем постараемся пояснить суть предлагаемых изменений.
Итак, если пассажиры путешествуют налегке, авиакомпании могут получить дополнительную экономию и выгоду:
- каждый «лишний» килограмм увеличивает расход топлива и выбросы вредных веществ. Пусть потери и небольшие, но в пересчёте на всю гражданскую авиацию масштаб довольно весомый;
- на ряде направлений каждый килограмм веса багажа сокращает возможности перевозчика взять платный попутный груз. Если речь идёт о полёте в Норильск или Анадырь, недополученная прибыль может оказаться существенной;
- чем меньше багажа, тем быстрее его погрузка и разгрузка. Особенно заметна экономия во времени, если какого-то пассажира снимают с рейса, а заодно выгружают для повторного досмотра весь багаж, имеющийся на самолете;
- чем меньше и легче ручная кладь, тем выше скорость высадки и посадки. Больше всего времени теряется на то, чтобы в забитом салоне найти полку, куда можно пристроить очередную «маленькую сумочку», которая при ближайшем рассмотрении оказывается огромной хозяйственной сумкой;
- главная выгода перевозчика — повышение ценности тарифов, в которые включена норма провоза багажа. Если ограничения по ручной клади будут строгими, пассажирам придется покупать билеты по тарифам, предусматривающим дополнительные возможности. Теоретически авиакомпании не обязаны делиться частью своей выгоды с пассажирами. Но в условиях конкурентного рынка, для того чтобы не потерять клиента, авиакомпаниям приходится держать тарифы на уровне конкурентов, а порой и вовсе демпинговать. И чем больше у них есть возможностей для снижения цены без перехода в «красную зону» убытков, тем больше вероятность того, что на рынке не случится очередной волны банкротств.
Чтобы авиакомпании смогли меньше тратить и больше зарабатывать, нужно менять правила игры. Согласно действующему сегодня законодательству, пассажир вправе бесплатно провозить не менее 10 кг багажа, ручную кладь, требования к которой устанавливает перевозчик, а также некоторые предметы, перечисленные в Федеральных авиационных правилах (16 пунктов от довольно бесполезного букета цветов заканчивая необходимыми для некоторых потребителей костылями или креслом-каталкой). Правила авиакомпаний в ряде случаев позволяют взять в салон самолета в качестве ручной клади все 10 кг, устанавливая ограничения только по габаритным размерам (до 115 см по сумме измерений по длине, ширине и высоте), но есть перевозчики, которые ограничивают ручную кладь пятью килограммами или вовсе нулем (столь строгий подход только у авиакомпании «Победа»).
Проблема текущих авиационных правил в том, что они не учитывают возможность существования безбагажных тарифов. И, кроме того, перечень изъятий, то есть предметов, провозимых помимо бесплатных 10 кг, допускает двусмысленные трактовки. Что считать портфелем или дамской сумочкой? Авиационные правила ответа на этот вопрос не дают, а авиакомпании и пассажиры к единому мнению не пришли.
Новации, которые привносит проект обновленных правил, сводятся к ограничению массы ручной клади — авиакомпания должна перевозить в качестве таковой не менее пяти килограммов. Кроме того, помимо 5 кг ручной клади пассажир вправе бесплатно взять на борт дамскую сумочку или портфель, костюм в портпледе, а также предметы, необходимые по медицинским показателям или для путешествия с детьми. Такие вещи не требуется взвешивать, однако их размеры должны соответствовать установленным перевозчиком ограничениям.
Напрямую из текста не следует, что ручная кладь провозится бесплатно. Также из текста не следует, что бесплатно провозятся мобильные телефоны, фотоаппараты или верхняя одежда. Именно это является главным раздражителем для общественного мнения. В то же время сегодня среди перечня предметов, которые провозятся бесплатно в дополнение к существующей норме, нет часов и зажигалок, заколок и колец, ключей и портмоне. Значит ли это, что авиакомпании взимают плату за такие мелочи? Полагаю, личный опыт авиапутешественников однозначно говорит, что ни один перевозчик до такой мелочности не докатился.
Для того чтобы корректно разрешить спор о мобильных телефонах и верхней одежде, нужно либо сформировать исчерпывающий перечень предметов, которые можно провозить в салоне бесплатно сверх нормы провоза ручной клади, либо, напротив, ограничить его предметами, необходимыми по медицинским показателям и при путешествиях с детьми. В случае, если мы идем по пути полной регламентации, необходимо будет также давать трактовки каждого наименования из этого перечня.
К примеру, сегодня авиакомпания «Победа» отмечает, что портфель — это узкая сумка прямоугольной формы, предназначенная для переноски документов (бумаг), книг, портативного компьютера, а также мелких предметов и имеющая соответствующие отделения во внутреннем пространстве. Портфель, как правило, снабжен ручкой на одной из торцевых поверхностей и имеет ремень для ношения через плечо, габариты которой не превышают 75 см по сумме трех измерений. Федеральным авиационным правилам, как мы догадываемся, при таком подходе предстоит стать объемным трактатом, чтение которого будет затруднительно для большинства авиапассажиров.
Если при нынешнем подходе детально не регламентировать все условия перевозки, то неизбежны конфликты. Вы, дословно следуя новым правилам, берете пакет, кладете в него фотоаппарат с зарядным устройством, книжку, планшет и телефон, радуясь, что все вместе не перевешивает пяти кило. А в компьютерную сумку, узкую и прямоугольную, кладете ноутбук и какие-то личные вещи. На регистрации вы взвешиваете пакет, а сумку оставляете при себе, напоминая, что это портфель и он не взвешивается. И дальше начинается баталия: агент на регистрации начинает доказывать, что у вас компьютерная сумка, а портфель — это нечто совершенно другое, что портфель летит бесплатно, а ручная кладь — за деньги.
В остальном же предложенные федеральные авиационные правила едва ли сильно повлияют на большинство путешественников, и даже сокращение перечня вещей, провозимых бесплатно, не станет проблемой. Сотовый телефон весит сотню-другую граммов и помещается в карман рубашки, выносить его в отдельный перечень нет ни малейшего смысла. С учетом того, что огромное количество пользователей заменили мобильником фото- и видеокамеру, тяжелые зеркалки остались уделом профессионалов, чья аппаратура стоит десятки или сотни тысяч рублей и далеко не всегда укладывается даже в разрешенные сегодня к бесплатному провозу 10 кг. Зонты стали легкими и складными, их можно спрятать в небольшую сумку. Букеты цветов... кажется, на рейсах они уже стали такой экзотикой, что выделять их отдельным пунктом нет смысла.
Пожалуй, единственной болезненной новацией окажется невозможность провозить в дополнение к ручной клади портативный компьютер. Нетбук еще можно «утрамбовать» в норму пять килограммов так, что и на личные вещи килограмм-другой останется. А вот офисный аппарат с монитором 17 дюймов однозначно остается на земле.
Можно ли сделать авиационные правила проще и гибче, чем сегодня предлагает Минтранс? Полагаю, что это возможно. Сотрудники авиакомпаний или компаний, обслуживающих пассажиров в аэропортах, могут осуществлять взвешивание предметов, провозимых в качестве зарегистрированного багажа или ручной клади, а также проверять габаритные размеры этих вещей, используя так называемые кондукторы — ограничители размеров, в которые нужно вставить сумку или портфель. Наконец, не составит труда пересчитать предметы, которые находятся у пассажира в руках или на плечах (за плечами).
Таким образом, достаточно понятными и не приводящими к спорам правилами были бы:
- два предмета на одного пассажира (при этом никто не препятствует размещать внутри мобильные телефоны, фотоаппараты и все, что может понадобиться во время полета);
- габаритные размеры каждого предмета должны обеспечивать возможность его безопасного размещения на борту (на багажной полке или под впереди стоящим креслом, как правило, это не более 115 см по длине, ширине и высоте, но в ряде случаев применяются более жесткие ограничения);
- совокупная масса этих двух предметов не должна превышать определенной величины;
- то, что надето на пассажира, дополнительно не оплачивается.
Ряд перевозчиков предлагает ограничиться пятью килограммами, которые можно взять в салон; иные авиакомпании разрешают все десять кило. Полагаю, что оптимальным подходом было бы изучение статистики авиакомпаний: если подавляющее большинство не укладывается в норму пять кг, то стоит разрешить до семи кг.
Все изъятия из этих правил следует ограничить предметами, которые связаны с медицинскими показания и с потребностями перевозимых детей: инвалидное кресло, костыли, термосумка с детским питанием и т. д.
Удлинится ли процесс регистрации из-за новых правил, если они будут приняты в нынешнем виде? Все зависит от того, как сложится практика, будут ли авиакомпании устанавливать нелогичные ограничения, пользуясь лазейками в проекте авиационных правил, насколько быстро пассажиры привыкнут к новым нормам.
Введение новых правил всегда приводит к тому, что находится огромное число неосведомленных и несогласных. Поэтому, когда правила меняются в сторону ужесточения, существует риск увеличения очередей. Но в среднесрочной перспективе положение поменяется. Статистика авиакомпании «Победа» говорит о том, что порядка 15% ее клиентов — люди, пользующиеся авиатранспортом впервые в жизни. Но со временем эта доля сократится и подавляющее большинство пассажиров будет знать, какие правила у авиакомпаний. Если эти правила будут простыми и прозрачными, их будут выполнять.
Подведем итог:
— введение безбагажных тарифов позволит авиакомпаниям улучшить свои финансовые показатели и, в силу конкуренции, поделиться частью этой выгоды с пассажирами, летающими налегке;
— предложенный Минтрансом вариант поправок в Федеральные авиационные правила не привнесет драматических изменений, потому что относительно действующих сегодня авиационных правил ничего действительно значимого в документе не появилось и не пропало, однако документ не снял существующие противоречия;
— логичным решением было бы дальнейшее упрощение правил до легко контролируемых параметров и минимума исключений.