К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Звездный путь: как научить футбольную лигу зарабатывать — инструкция от миллиардера

Фото Noel Vasquez / Getty Images
Фото Noel Vasquez / Getty Images
Как участник списка Forbes Филип Аншутц сделал европейский футбол прибыльным в Америке.

Миллиардера Филипа Аншутца часто называют спасителем МЛС (Major League Soccer – главная американская лига футбола). Некоторые методы, которые он использовал для реинкарнации соккера в США, законодательно недопустимы в Европе. Зато в Америке они превратили расходы в доходы, а долги — в активы. Forbes объясняет подробности чудесной метаморфозы и предсказывает МЛС финансово успешное будущее.

Чемпионат мира — 1994: до и после

Сейчас в МЛС охотно переезжают подуставшие звезды вроде Дэвида Бекхэма, Тьерри Анри,  Бастиана Швайнштайгера и Андреа Пирло. Там хватает суперсовременных и – что важно – чисто футбольных стадионов. Там хорошая посещаемость. Телеправами лиги живо интересуются не только в Штатах – к примеру, Eurosport транслирует матчи МЛС. Но в 1996-м, перед первым сезоном лиги, все выглядело далеко не так радужно.

 

Вообще-то запускать проект планировали в 1995-м, на следующий год после финансово успешного чемпионата мира в США, однако из-за организационных проблем старт чемпионата МЛС пришлось отложить до весны 1996-го. Но и тогда, как оказалось, американская публика еще не была готова всерьез полюбить европейский футбол.

В регулярном сезоне только две команды из десяти в среднем собирали больше 20 000 на трибунах, притом что большинство выступало на гигантских колизеях для американского футбола. В финале восточной конференции на 74-тысячном стадионе было лишь 9000 зрителей. Создатели лиги ожидали совсем другого уровня интереса. Им совершенно не хотелось повторения история предшественницы МЛС — Северо-Американской лиги соккера (НАСЛ). Она существовала в 1968-84 годах, а в американских командах тогда играли величайшие футболисты планеты (пусть уже и в возрасте) — Пеле, Йохан Кройф, Франц Беккенбауэр, Герд Мюллер, Эйсебио. Однако болельщики очень быстро остыли к лиге. Как и телевидение. Количество клубов резко сократилось, а затем начинание и вовсе заглохло.

 

США, увлеченные четырьмя традиционными видами спорта, легко пережили потерю. Никакой ностальгии по соккеру не было. Федерация футбола провела грандиозную работу, чтобы получить чемпионат мира 1994 года. Именно он должен был стать главной отмычкой к сердцам американцев. Штаты тогда опередили заявки Бразилии и Марокко, и журналисты вполне обоснованно шумели: ФИФА сошла с ума, футбол в Америке — это все равно, что лыжи в Африке!

Но расчет был прост: топ-турнир всколыхнет интерес к европейскому футболу. И в качестве одного из условий ФИФА была обещана новая лига.

Чемпионат мира — 1994 прошел на ура. Но это был лишь выкрик «Эй!». На него обернулись, и нужно было показывать что-то действительно интересное (и желательно интереснее НБА, НХЛ, НФЛ и бейсбола). С этим на первых порах были серьезные проблемы.

 

Профиль спасителя

Скрипучий старт МЛС не произвел особого впечатления на публику. Проект наверняка бы свернулся, если бы его не поддержал один самых успешных людей США — миллиардер Филип Аншутц.

Пожалуй, в Штатах просто нет отрасли, на которой не заработал этот неутомимый уроженец Канзаса. Внук поволжского немца и сын мелкого нефтедобытчика начал с инвестиций в землю в Канзасе, Юте и Вайоминге. Совершенно случайно наткнулся на огромные залежи нефти — вторые по объемам после Прюдо-Бэй на Аляске.

Не менее удачно он вкладывался в железнодорожные перевозки, телекоммуникации, гостиницы и шоу-бизнес. В результате он зарабатывает на концертах Тэйлор Свифт, Канье Уэста и Джастина Бибера, экскурсиях в Йеллоустоунский национальный парк, матчах «Лос-Анджелес Лейкерс» и «Лос-Анджелес Кингз». Он владел газетами и мясными ранчо, киностудиями и кинотеатрами, отелями и издательствами. Выгодно покупал и дорого продавал.

В отличие от многих других бизнесменов Аншутц не стремится стать лучшим в какой-то одной прибыльной сфере. Напротив, он максимально расширяет границы своих интересов. Кроме этого, он один из самых щедрых филантропов Америки, потративший около $100 млн только на инфраструктуру университета Колорадо.

 

Несмотря на состояние в $12,5 млрд, он никогда не стремился к публичности, относительно редко дает интервью и живет в Денвере (некоторое время он вообще был единственным миллиардером в штате Колорадо).

Его внимание к соккеру стало для многих свидетельством успешного будущего этого вида спорта – пустой породой Аншутц никогда не интересовался.

«Несомненно, без Фила Аншутца сегодня у нас не было бы МЛС. А без МЛС соккер не стал бы частью американской культуры. Про Филипа говорят, что он видит сквозь стены, может найти скрытую возможность. Дело не только в его увлеченности процессом и любви к этому спорту. Он визионер, стратег, который знает, как сделать долговременную инвестицию», — объясняет комиссионер лиги Дон Гарбер.

Инструкция от Аншутца

 

Любопытно, сможет ли кто-нибудь когда-нибудь воспользоваться стратегией Аншутца. Филип избрал путь настоящего миллиардера, предвидя на два десятилетия вперед. Он серьезно рисковал, но в итоге выиграл.

1. Не бойтесь покупать клубы. Изначально было не так легко увлечь кого-то в Америке футболом. Поэтому Аншутц вынужден был показывать все на собственном примере. Он сам основывал команды, сам становился владельцем или имел в них долю. В некоторых сезонах AEG (Anschutz Entertainment Group – компания Аншутца, занимающаяся спортом, шоу-бизнесом и развлечениями) владела сразу шестью клубами МЛС: «Лос-Анджелес Гэлэкси», «Хьюстон Динамо», «Ди-Си Юнайтед», «Чикаго Файр», «Нью-Йорк/Нью-Джерси Метростарз» и «Колорадо Рэпидз» фактически принадлежали одному консорциуму. В отличие от футбольной Европы, где это сразу же лишает команды возможности участия в турнирах под эгидой УЕФА, в США к «многоклубности» отнеслись нормально. Тем более что в то же время три команды были и у другого футбольного энтузиаста и миллионера Ламара Ханта.

Для старта первого сезона нужно было $50 млн, а основатели застряли на отметке $40 млн. Фактически нужно было пристроить еще две команды. В итоге Аншутц и медиамагнат Стю Саботник дали по $5 млн и выкупили право еще на две франшизы. Иначе МЛС могла просто не стартовать.

2. Не бойтесь расходов и продолжайте инвестировать. Запустить — это полдела. Важно дотерпеть до того момента, когда начинание начнет приносить прибыль. Клубы МЛС очень долгое время были убыточными. К 2001 году лига потеряла $250 млн, а посещаемость (и так не слишком высокая) упала на 20%. Как раз в этот момент, чтобы спастись, отцы-основатели должны были почти все расходы взять на себя. Аншутц, Крафт и Хант в итоге имели в следующем сезоне 11 команд на троих.

 

С каждым годом их потери становились все меньше, но об окупаемости начали говорить только в 2006 году — 10 лет спустя после старта. К слову, тогда же лига приняла решение, что у одного владельца может быть только одна команда. Аншутц оставил себе главную жемчужину — «Лос-Анджелес Гэлэкси». Остальные клубы были проданы. Причем небезуспешно. Например, команду «Нью-Йорк/Нью-Джерси Метростарз» купила компания «Ред Булл» — более чем за $100 млн.

3. Не экономьте на стадионах. Сейчас все твердят о необходимости чисто футбольных стадионов. Они создают особую атмосферу, ради которой и приходит публика. Огромные арены для американского футбола изначально слабо подходили для европейского, особенно с учетом небольшого количества публики на трибунах. Ламар Хант и Филип Аншутц и здесь оказались пионерами. У их «Коламбус Крю» и «Лос-Анджелес Гэлэкси» появились первые в МЛС специализированные стадионы.

Сейчас больше половины из 22 участников лиги играет на аренах для соккера — в инфраструктуру клубы МЛС вложили $3 млрд. А в будущем переехать на новые стадионы собираются все команды.

4. Покупайте звезд, чего бы это ни стоило. Аншутц изначально ставил на тех, кто может привлечь аудиторию. На стадии обсуждения запуска лиги участие Филипа было очень важным фактором. Сам миллиардер это понимал. И выдвинул удивительное условие: один из лучших американских футболистов того времени Марсело Бальбоа должен был играть в его команде в Колорадо. Айвен Газидис, ныне гендиректор лондонского «Арсенала», а тогда — вице-президент МЛС, вспоминает: «У нас был селекторный звонок для обсуждения будущего лиги. Аншутц был из тех людей, участие которых необходимо. Если он в деле, то и остальные поверят в успех. Во время тех переговоров Аншутц сказал: «Я согласен, но в моей команде должен играть человек, который на чемпионате мира пробил через себя». Это казалось маловероятным: Бальбоа тогда отлично устроился в Мексике. Пожалуй, даже сам игрок не осознавал, как он нужен МЛС». Лиге пришлось заполучить Бальбоа, чтобы заполучить Аншутца.

 

МЛС гонялась уже не за пенсионерами, как НАСЛ, а за шоуменами. Завлечь настоящих европейских звезд было тяжело. Поэтому ставка была сделана на латиноамериканцев — вроде эпатажного голкипера Хорхе Кампоса или выразительного колумбийца Карлоса Вальдеррамы. Лига умышленно собирала ярких индивидуальностей. Для промоушена лиги за «Лос-Анджелес Гэлэкси» в первом сезоне играл даже актер Эндрю Шю, известный по сериалу «Мелроуз Плейс». Причем он не просто отбывал номер: пять раз вышел на замену и даже отдал один голевой пас.

Стоит ли говорить, что первая мегазвезда мирового масштаба в МЛС — Дэвид Бекхэм — играл у Аншутца в «Лос-Анджелес Гэлэкси» (2007-2012).

5. Расширяйте лигу при любой возможности. Первый сезон МЛС провела с 10 командами. Пополнение случилось в 1998-м — до 12. Затем начались тяжелые времена и еще через четыре сезона число команд было вновь уменьшено до 10. Но идеологи МЛС постоянно делали все для географического расширения лиги: встречались с большими бизнесменами, городскими властями и руководством штатов, привлекали знаменитостей, продвигали идею большого турнира. Били не по маленьким населенным пунктам, а по мегаполисам с богатой спортивной культурой.

Фото Perry Mcintyre·ISI Photos via ZUMA Wire

С 2007-го, когда к МЛС присоединился «Торонто», численность участников только растет. В 2008-м в лигу вернулся «Сан-Хосе Эрскуэйкс», в 2009-м появился «Сиэтл Саундерс», в 2010-м — «Филадельфия Юнион», в 2011-м — «Ванкувер Уайткэпс» и «Портленд Тимбер», в 2012-м — «Монреаль Импэкт», в 2015-м — «Нью-Йорк Сити» и «Орландо Сити», в этом году — «Атланта Юнайтед» и «Миннесота Юнайтед». В дальнейших планах МЛС — рост до 24 команд к 2020 году. И это несмотря на то, что вступительный взнос в лигу растет: еще 4 года назад требовалось $40 млн, сейчас – $200 млн. Известно, что в 2018-м вторая команда появится в Лос-Анджелесе. В проекте — клуб в Майами, владельцем которого будет Дэвид Бекхэм.

 

Комиссионер Гарбер уже объявил, что совет лиги одобрил дальнейшее расширение до как минимум 28 команд! Хорошие новости для Сакраменто (где уже одобрен проект строительства чисто футбольного стадиона за $226 млн) и Сан-Антонио, где новая арена тоже в планах.

МЛС пышет здоровьем: среднюю стоимость франшизы в лиге Forbes оценивает в $185 млн (и это на 400% больше, чем в 2008-м), общий зарплатный фонд команд повысился за последние два года на 22% и составляет $180 млн. Почти половина клубов показывает прибыль по итогам сезона, пусть пока и не очень большую – $1-9 млн. Действующее телесоглашение лиги с Fox/ESPN и Univision (с 2015-го по 2022-й) приносит $90 млн в год.

Главный трофей МЛС становится все вожделеннее не только для американцев, но и для европейцев: недавняя звезда «Челси» Фрэнд Лэмпард получает в «Нью-Йорк Сити» $6 млн в год, а многолетний капитан «Ливерпуля» Стивен Джеррард в «Лос-Анджелес Гэлэкси» – 6,1 млн. Кстати, кубок МЛС носит имя Филипа Аншутца. Может, через сотню лет это будет главным, за что вспомнят талантливого предпринимателя. Как сейчас генерал-губернатора Канады лорда Стэнли вспоминают по большей части за то, что когда-то он подарил хоккеистам чашку, купленную им в Лондоне за 10 гиней.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+