К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Азиатское притяжение: почему восточные рынки большие, но непростые

Фото REUTERS / Christian Hartmann
Фото REUTERS / Christian Hartmann
Какие направления бизнеса интересны у восточных соседей

Развитые страны все еще опережают развивающиеся практически по всем рыночным показателям. Но инвесторы все чаще и чаще обращают внимание на растущие бурными темпами азиатские рынки. Представьте себе: у вас под боком огромный рынок сбыта объемом $6,6 трлн, но вы не знаете, как на него выйти. Как попасть в этот поток? Как поймать наиболее актуальные тренды самого перспективного региона? На чем растет рынок Азиатско-Тихоокеанского региона и в чем заключается особая специфика локальных трендов? Сфокусируемся на ключевых направлениях, которые интересны российским инвесторам и могут принести им хорошую прибыль.

С Запада на Восток

Достаточно посмотреть на карту мира, чтобы понять, в чем притягательность АТР. Во-первых, здесь проживает более половины населения земного шара: 4,5 млрд человек – это 60% от общего числа людей в мире. Во-вторых, демография региона выглядит очень привлекательно: средний возраст потребителя – 30 лет. В то время как Европа стремительно стареет, азиатские рынки отличаются молодостью и высокой мобильностью своих покупателей.

 

Благодаря относительной отдаленности от перегруженных западных рынков, у наших предпринимателей возникает ощущение, что на рынках АТР больше свободы. они воспринимаются, как слабоконкурентная и менее продвинутая среда. И хотя западные рынки нам пока понятнее, на них практически не осталось места для российских стартапов. В это время про Китай, например, говорят все чаще и чаще, в том числе и на правительственном уровне. Это ли не знак того, что пора идти на восток? Тем более что промышленники, в частности, угольные компании, уже успешно осваивают пространство АТР.

В 2014 году экспорт угля в азиатские страны вырос вдвое. При условии стагнации этого же сектора на внутреннем рынке из-за дешевого газа и неспособности противостоять поставкам из США на европейском рынке. Наши инвесторы поначалу проявляли к Азии нулевой интерес, в прямом смысле этого слова. По данным российского Центрального банка и Евразийского банка развития, российские инвестиции в Китае на тот момент в принципе не существовали.

 

Долгое время российские инвесторы обращали внимание на ограниченный набор секторов: нефтегазовый, металлургический и телекоммуникационный. Во всем, что касалось технологического сектора, мы значительно отставали, но со временем ситуация стала меняться.

Трендсеттеры онлайн-торговли

Такие китайские гиганты электронной коммерции, как Alibaba и JD.com сегодня известны даже российским школьникам. Они давно уже не просто крупнейшие китайские ритейлеры, а трендсеттеры мировой онлайн-торговли. По данным Goldman Sachs, в 2016 году объем продаж на рынке электронной коммерции в Китае составил $750 млрд, а услугами онлайн площадок воспользовались 450 млн человек. К 2020 году аналитики прогнозируют рост продаж до $1,7 трлн. Все это во многом возможно благодаря распространению интернета в сельских районах, в которых проживает до 200 млн потенциальных покупателей.

 

Страны Юго-Восточной Азии несколько отстают от Китая, что позволяет крупным китайским компаниям использовать свой опыт для захвата новых рынков и применять уже отработанные решения и подходы.

В 2016 году Alibaba купил за $1 млрд онлайн-ритейлера Lazada Group, через которого планирует строить экспансию в Индонезии, Малайзии, на Филиппинах и в Таиланде. Эксперты сходятся в оценке, что текущий уровень развития eCommmerce рынка в Юго-Восточной Азии сравним с китайским рынком 5-6 лет назад и ожидают от него сверхбыстрого роста. Пока же он относительно невелик. По оценкам Google и Temasek Holdings, сейчас он не превышает $5-10 млрд, но в ближайшие несколько лет рынок может вырасти до $80-90 млрд. Это обусловлено несколькими факторами, которые влияют как на рост, так и на те технологии, которые могут потенциально его обеспечить:

  • Относительно низкий уровень развития оффлайн инфраструктуры. Если в крупных городах, таких как Куала-Лумпур, Джакарта и Манила, торговые центры присутствуют в большом количестве и пользуются популярностью, то в небольших городах и в деревнях все гораздо хуже. Электронная коммерция может эту проблему решить.
  • Отсутствие платежной инфраструктуры. Пластиковые карты не очень широко распространены, и основным способом оплаты сейчас является cash-on-delivery, что очень похоже на Россию и Китай несколько лет назад. Но рост рынка eCommerce в Китае совпал с развитием платежной системы Alipay. С выходом Alibaba в страны ЮВА можно ожидать ускоренного развития платежных сервисов. А это значит, что есть свободная для инвесторов ниша.
  • В странах АТР достаточно высокие налоги на импорт. Это стимулирует развитие сильных локальных игроков в каждой из стран.

Из интересных крупных проектов можно выделить Tokopedia (индонезийский С2С-маркетплейс, который привлек инвестиции в объеме четверти миллиарда долларов), Matahari Mall (еще один индонезийский маркетплейс с впечатляющими инвестициями), индийский гигант Flipkart ($4,5 млрд привлеченных инвестиций).

Медиа-сервисы

Если говорить о венчурной индустрии, то она тоже очень впечатляет. По данным KPMG, китайские инвесторы только за 2016 год вложили в технологические проекты больше $30 млрд. Это почти четверть мирового объема венчурных инвестиций, объем которых равен $129 млрд. При этом на фоне общемирового тренда на снижение инвестиций (-9%) в Китае они продолжили расти (+19% в 2016 году). Относительно низкое проникновение интернета в Азии, по сравнению с Европой и Северной Америкой, гарантирует дальнейший активный рост потребления. Ключевые рынки и тренды можно с уверенностью обозначить уже сейчас.

 

С 2014 года Китай бьет рекорды по объемам венчурного инвестирования. По данным Dow Jones, за год инвесторы вложили в китайские компании $15,5 млрд. Это в два раза больше предыдущего рекордного показателя в $7,3 млрд, достигнутого в 2011 году. С чем связан такой резкий скачок? Все благодаря тому, что значительная часть китайских пользователей получила первый доступ к интернету с помощью смартфонов, и страна пережила бум в использовании мобильных устройств.

Но если на развитых западных рынках доступ в интернет с мобильных устройств до сих пор зачастую воспринимается как дополнение к компьютеру, то в Азии мобильные устройства – это главные, и, в большинстве случаев, единственные инструменты для выхода в сеть. В Таиланде 90% пользователей используют смартфоны для выхода в интернет, аналогичная ситуация и в некоторых других странах региона.

Уже сейчас по выручке китайский AppStore уступает только американскому, а по количеству загрузок приложений китайские пользователи уже первые в мире. И это без учета других стран региона. Одними из самых ярких проектов можно назвать целый ряд UBER-подобных сервисов. В первую очередь китайская мобильная транспортная платформа Didi Chuxing, которую в 2016 году купил китайский бизнес UBER, индийское такси Olacabs и индонезийский транспортно-логистический сервис Go-jek. Телевидение и медиа тоже стремительно переходят на мобильные каналы. Достаточно успешный сервис-агрегатор новостей Baca (Индонезия) и малазийский аналог Netflix – iFlix. В свете всего вышесказанного, венчурные инвестиции на данном этапе – перспективное вложение, которое в ближайшее время может не только окупиться, но и буквально озолотить инвестора.

Платежные сервисы

 

Банковские и финансовые сервисы во многом связаны с мобильными устройствами. Поэтому в настоящий момент Азия является самым активно развивающимся рынком для финтехпроектов. В 2016 году азиатский регион стал самым активным по инвестициям в этот сектор – $11,2 млрд. Это практически в два раза больше предыдущего показателя. Кроме того, Азиатского-Тихоокеанский регион впервые затмил Северную Америку: $9,2 млрд и $2,4 млрд долларов в Европе. Конечно, большую часть этих инвестиций вложили в две сделки – в платежные подразделения Alibaba Alipay и JD.com: $4,5 млрд и $1 млрд соответственно, но общий тренд по росту финтеха в Азии очень активен. Поскольку существующие игроки (банки) на этих рынках не имеют такого влияния, как на западе, у новых проектов есть все шансы стать лидерами.

Даже если не говорить о блокчейне и криптовалютах, ситуацию с которыми во всем мире сейчас довольно сложно прогнозировать, есть целый ряд более традиционных проектов, которые заслуживают внимания. Это система оценки кредитоспособности (кредитных рисков), основанная на численных статистических методах для физических лиц из Филиппин – Lenddo, еще один пример синергии мобильных и банковских сервисов – система мобильных платежей Cloudwell (Бангладеш), а также система платежей для Таиланда – Omise. И это только несколько примеров финансовых сервисов в регионе.

Трудности перевода

Было бы неправильно подходить ко всему АТР, как к однородному рынку, как это можно сделать с США, например. Азиатский рынок представляет собой совокупность нескольких рынков, отличающихся не только языком и культурой, но и степенью развития интернета. Многие сервисы успешно переносятся и масштабируются с одного рынка региона (в первую очередь, китайского) на другие. Но необходимо всегда учитывать особенности местной культуры и менталитета, тщательно планируя свой выход в Азию.

 

Лучше всего делать это с учетом опыта и ошибок прошлых проектов, уже знакомых со спецификой стран Азии. Без инвестиционных рисков их можно получить в процессе обучения, воспользовавшись опытом практиков. Продвигают российские стартапы и в Дальневосточном федеральном университете и фонде «Сколково», в последнем вывозят целые команды молодых предпринимателей на встречи с представителями китайских технопарков, где они получают консультации по местному рынку.

С тех пор, как страны АТР стали набирать популярность и стремительно развиваться, несколько российских предпринимателей создали там локальные бизнесы. Можно обратиться к их опыту и учесть те ошибки, которые они совершили на своем пути. В любом случае нужно понимать, что азиатские рынки весьма восприимчивы к инновациям, но при этом у них крайне низкий научный потенциал. Этим нужно пользоваться уже сейчас, тогда у технологических компаний из России будет больше шансов на успех.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+