Интрига без развязки: что стоит за слухами об отставке руководителя «Газпрома» Алексея Миллера
Попытка новостного ресурса Energy Insider поискать сенсацию в нефтегазовой отрасли, а именно, предсказать отставку главы «Газпрома» Алексея Миллера, в принципе имеет шансы на успех. Но больше здесь все-таки философского смысла, нежели прагматичных предпосылок. И дань традиции — тоже причина написать сценарий, сославшись на некие источники, причем в числе первых. Обращаясь к истории, а вернее, полистав архивы деловой прессы за последние 3-5 лет, легко обнаружить там бессчетные прогнозы отставки лидера газового холдинга. Но все они так и не сбылись.
Делать прогнозы — занятие весьма полезное для самих провидцев. Во-первых, интрига живет до развязки. И если прогноз проваливается, повестку общественность быстро забывает, никто не критикует промахи предсказателей — какой в этом смысл? А во-вторых, в случае если сценарий все-таки срастается (что хоть и редко, но бывает) — тогда громыхнет как следует, и ссылки на авторские предсказания СМИ будут еще долго смаковать в многочисленных перепостах. Так информационный ресурс, предвидевший сенсацию, заработает имиджевые дивиденды — авторитет и популярность.
Но все-таки предметно порассуждать о возможных рокировках в «Газпроме» стоит.
Система менеджмента в газовом концерне консервативная — сильных кренов на либерализацию нет. Хорошо это или плохо — сложно сказать. Но стратегический блок «Газпрома» в целом справляется с ситуацией: создан солидный производственный задел. То есть концерн может добывать сегодня на 30-50% больше текущего уровня, однако нет должного спроса со стороны потребителя. То есть к Алексею Миллеру в принципе больших претензий-то нет.
Если говорить об эффективности «Газпрома» в целом, резонно, конечно, усилить работу в русле внедрения инноваций, повышения прозрачности закупок, оптимизации бизнес-процессов и управленческого штата. Однако усилия компании гасит ее невольная вовлеченность в политические процессы. Особенно уязвимы экспортные проекты «Газпрома», не готовые к режиму автаркии. По сути, к крупным сделкам компании причастны как первые лица государства, так и отраслевые регуляторы. И порой их лепта — ключевая. Ну, скажем, переговоры с Украиной по так называем «зимним пакетам» велись не только на корпоративном уровне, но и на министерском. Причем был и посредник от Брюсселя — в лице еврокомиссара по энергетике.
А долгая подготовка к подписанию мегаконтракта по поставкам газа в Китай по «Силе Сибири» и вовсе проходила под аккомпанемент встреч на высшем уровне — газовая тематика была ключевой в многочисленных переговорных раундах Владимира Путина с китайским лидером. Ясно, что «Газпром» и CNPC едва ли достигли бы «корпоративного компромисса», если бы не плотный политический диалог России с Поднебесной и взятый курс двух государств на усиление стратегического партнерства.
Отмена инфраструктурных проектов — тоже итог влияния политических рисков. К примеру, нет вины газовой монополии в закрытии «Южного потока». Виновата там София, отказавшая в твердых гарантиях на прием трансчерноморской трубы «Газпрома» на своем берегу. И благо компания нашла способ задействовать уже подготовленный «фарватер», по сути преобразовав «Южный поток» в «Турецкий». Причем последний тоже был подвергнут сдвигам во времени из-за серьезного конфликта Москвы с Анкарой из-за инцидента со сбитым турками российским истребителем.
Перманентно давит и высокая социальная нагрузка на «Газпром» — это тоже не на пользу эффективности.
Но пойдем дальше, развивая пресловутую тему рокировки. Итак, «источники» Energy Insider видят нынешнего премьер-министра Дмитрия Медведева наиболее вероятной заменой Алексею Миллеру. Это в принципе логичное предположение — нынешний премьер не один год председательствовал в совете директоров «Газпрома». И в условиях дефицита новых кадров в обойме власти это нельзя будет назвать нелепой инверсией. В свою очередь, Миллер, которому пророчат даже карьерный рост — пост губернатора Санкт-Петербурга, — учитывая его управленческий опыт, в достаточной мере соответствует уровню требуемых компетенций для позиции регионального лидера. Но это едва ли можно будет считать повышением статуса в сравнении с должностью главы «Газпрома».
И все-таки вероятность подтверждения свежих слухов об отставке Миллера невысока. Дело в том, что до президентских выборов серьезные кадровые замены в системообразующей госкомпании власти ни к чему.
Есть и значимые незавершенные дела: до запуска ряда крупных инфраструктурных проектов («Северный поток-2», «Турецкий поток», «Сила Сибири»), то есть как минимум до конца 2019 года, Алексей Миллер, скорее всего, сохранит свой пост. Ведь его прекрасно знают западные и восточные партнеры по перечисленным газотранспортным проектам, и отлаженные личные связи — определенное подспорье в развития национального газового экспорта.