Под замысловатым термином «классифайд» понимается вполне обыденная вещь, которой уже не первое десятилетие пользуются люди по всему миру. Это ресурс, на котором размещаются объявления, сгруппированные по темам (например: недвижимость, автомобили, работа, и прочее). Изначально классифайд представлял собой «доску объявлений» от и для частных лиц. Позже на этом рынке появились и компании, развились форматы b2c и даже b2b. Со временем, классифайды перетекли из печатных газет в интернет и мобильное пространство – смартфоны и планшеты.
Одним из первых классифайдов принято считать американский Craigslist.org, который появился в 1995 году и быстро обрел популярность. В 2004 году в ресурс начал инвестировать интернет-гигант eBay. Сегодня Craigslist входит в топ-50 посещаемых сайтов в США: по данным ComScore на март 2017 года, сайт находился на 46 месте рэнкинга с ежемесячной аудиторией в почти 60 млн уникальных пользователей. По подсчетам AIM Group, в 2016 году выручка Craigslist превысила $690 млн, рентабельность составила 80%, а его основатель и совладелец Крейг Ньюмарк вошел в глобальный список Forbes с состоянием $1,3 млрд.
Старейшим российским классифайдом можно назвать газету «Из рук в руки». Она появилась в печатном виде в 1992 году, в интернет-варианте – в 1997 году. К 2011 году на сайте irr.ru было размещено уже миллион объявлений. Правда позже «Из руки в руки» был потеснен Avito, который и по сей день является лидером на рынке FMCG-классифайдов (FMCG — Fast Moving Consumer Goods или товары широкого потребления) и из квартала в квартал бьет рекорды по прибыли.
Сегодня рынок классифайдов продолжает активно расти – как в развитых странах, так и в странах с развивающимися экономиками, а также переживает период массовых M&A. Объем глобального рынка классифайдов превышает $100 млрд. А вот российский рынок, по данным компании IAB Россия, составляет всего 25 млрд рублей. Тем больше перспектив для роста. По прогнозам аналитиков Goldman Sachs, к 2020 году индустрия достигнет уровня 47 млрд руб. На классифайды недвижимости, по их же оценкам, придется 17 млрд, на авто и рекрутинг – по 13 млрд.
В мире представлено две модели развития рынка классифайдов. Первый вариант – когда есть базовый («горизонтальный») классифайд, и он «подминает» под себя весь рынок, как, например, Leboncoin во Франции. Второй вариант – когда базовый классифайд используется преимущественно для мелкой торговли, а специализированные направления (авто, недвижимость) закрывают другие игроки. Так происходит, например, в Австралии, США, Великобритании и отчасти в России. У нас есть Avito, лидер среди FMCG-классифайдов. Когда он начал захватывать другие ниши, очнулись конкуренты – и локальные игроки, и крупные интернет-гиганты – и стали вкладываться в продвижение. Но, конечно, у небольших локальных классифайдов не так много возможностей для развития и шансов на выживание в долгосрочной перспективе, поэтому их цель, как правило, — кооперация с федеральными компаниями. Так, например, в 2016 году Avito купил сервис объявлений о недвижимости Domofond, а «Яндекс» еще в 2014 году (компания «Яндекс.Вертикали») приобрел портал Авто.Ру.
Вообще, именно автомобили, их продажа, ремонт и сопутствующие услуги, – самый развитый и прибыльный сегмент российского рынка классифайдов. И здесь наиболее явно прослеживается российская специфика. Так, более 80% сделок в рамках классифайдов совершаются между частными лицами. При этом рынок крайне нецивилизован – в классифайдах много мошенников, продавцы постоянно указывают неверную информацию о состоянии и пробеге автомобиля, о стоимости работ, нет никакого юридического наказания за подобный обман, отсутствуют информационные системы, которые позволяли бы частным лицам отслеживать историю владения авто. В результате покупатели частно теряют деньги или покупают некачественный продукт.
Глобальная проблема российского рынка e-commerce – недоверие, которое в классифайдах усугубляется отсутствием прозрачных инструментов для проведения сделок и работающих правовых гарантий. В Европе или США любую обманную транзакцию можно «откатить», у нас, если сделка прошла, и покупатель отдал деньги, ее результаты уже не изменить.
В связи с тем, что доверие потребителей катастрофически быстро тает, компании стали уделять особое внимание правовому аспекту. Современные классифайды стараются уходить от образа банальной «доски объявления» и многое делают для того, чтобы не быть пассивным участником событий - выходят в оффлайн, напрямую к клиентам, чтобы люди тратили на сделки не только меньше времени, но и нервов. Например, тот же «Яндекс» проверяет машины, выставленные на их «площадках». Недавно компания также запустила сервис «Автосервисы» (на базе Авто.ру), с помощью которого можно икать техцентры, мойки, шиномонтажи и другие организации, нужные водителям. Отбирать сервисы можно по расположению, возможности оплатить услуги банковской картой, по категории «официалы-неофициалы». На площадке также можно ознакомиться с оценками клиентов, которые тем не менее не дают четких гарантий качества — хотя бы потому, что «копаться» в отзывах не всегда есть время.
Работает несколько авто-классифайдов, «заточенных» под нужды автодилеров (Maxposter, CarOperator, TradeDealer, CarCopy, Autocloud, Carbay). Есть совсем свежий стартап «ОСАГО» для розницы, который обещает гарантировать и сроки проведения ремонта, и соблюдение цены работ, и решение сопутствующих вопросов со страховой компаний. Однако, у таких нишевых стартапов свои проблемы – с масштабированием, развитием и монетизацией.
В сравнении с развитыми странами средний доход с одного пользователя (так называемый показатель ARPU - Average revenue per user) у игроков российского рынка классифайдов заметно ниже. До сих пор многие услуги, за которые на Западе взимают плату, предоставляется россиянам бесплатно. И они морально не готовы платить за них в будущем. Сам же бизнес классифайдов довольно затратный – это и разработка софта, и продвижение. При этом крупные корпорации покупают стартапы не так часто – у интернет-гигантов есть свои разработчики и разработки.
В то же время, люди все меньше доверяют классифайдам, и, если их правовая защищенность не повысится, спрос на возможности этих ресурсов начнет снижаться. Поэтому дальнейшее развитие рынка, скорее всего, за кооперацией лидеров рынка e-commerce и технологичных стартапов, которая сможет сделать классифайды прозрачными и удобными, полнофункциональными маркетами, отвечающими запросам современного потребителя.