Участники сессии «Эпоха урбанизации — открывая возможности для развития» ПМЭФ рассказали о главных вызовах, которые стоят перед современным городами и путях их преодоления. Forbes прослушал дискуссию и отобрал самые интересные тезисы выступавших.
Читайте также: Полная версия онлайн-трансляции первого дня Петербургского международного экономического форума.
Каменные джунгли не востребованы
Михаил Мень, министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Я много езжу по стране и вижу, что джунгли, застроенные стандартным ДСК, не востребованы и не покупаются. А рядом — интересная малоэтажная застройка, жилье в которой приобретают с огромной скоростью.
Опираясь на поручения президента от мая прошлого года на Госсовете, мы начали работу над проектом «ЖКХ и городская среда». В нем есть направление развитие городской среды, с общим финансированием в почти 26 млрд рублей (с участием регионов доноров). Все муниципалитеты с населением выше 1000 человек обязаны принять новые правила благоустройства, выстроить системы уборки территории, озеленение, освещение городов. Регионами и муниципалитетами принимаются пятилетние программы, куда войдут все территории, нуждающиеся в благоустройстве.
Две трети средств идет на благоустройство дворовых территорий – определение машиномест, зеленых территорий. Еще одна треть — на оборудование и благоустройство «знаковых» объектов в каждом муниципальном образовании.
Ключевой момент программы — активное участие граждан в формировании городского пространства: мы впервые начинаем реализацию проекта, который полностью опирается на мнение граждан в таких вопросах как определение машиномест и зеленых территорий. Эти решения не должны отдаваться на откуп чиновникам, граждане должны решать этот вопрос самостоятельно.
Акцент — на новых городских профессионалах
Сергей Капков, экс-глава департамента культуры правительства Москвы.
Принципы урбанизма предполагают, что нужно выбрать класс, на который направлены усилия по благоустройству. Невозможно быть комфортным для всех жителей, но можно выбрать класс людей, которые станут проводников идей и распространит их дальше. Отказ от аттракционов в Парке Горького дал новую альтернативу, новое видение города. У пенсионеров одни требования и восприятие города, и детей и молодых людей — иные. Весь акцент был сделан на новых городских профессионалов, которые уже вовлекли туда и своих пожилых родителей, и детей.
Формирование повестки для населения и постоянный контакт с жителями с помощью социологических опросов помогает выявить и формировать предпочтения горожан. Несколько лет назад, когда мы провели опрос, куда вы пойдете, если в 12 часов дня вас отпустят с работы, то 64% москвичи отвечали —пойдем домой. Через два года, после того как мы благоустроили все парки, только через 21% отправился бы домой, большинство предпочли бы парк.
Люди в большинстве своем не знают, чего именно они хотят. На прямой вопрос о том, чтобы они хотели видеть в парке Горького, горожане выражали лишь два единственных четких требования: чистые туалеты и безопасность (на уровне — освещение темных закоулков в парке).
Переход к групповой мобильности
Николаус Ланг, старший партнер, управляющий директор, The Boston Consulting Group.
Люди существуют в экосистемах, в которых задействована транспортная инфраструктура. Для того, чтобы город не становился адом, необходимо пересмотреть то, каким образом мы передвигаемся в городах.
Старая традиция крайне индивидуалистична: мы передвигаемся на частном транспорте, такси. Необходимо сменить концепцию автономной мобильности. Необходимы преодоление индивидуалистической традиции передвижения и переход к групповой мобильности, построенной на электросистемах. Жители могут быть вместе в такси и «шаттлах». Пилотные проекты таких новых транспортных моделей уже разрабатываются.
Благодаря новой мобильности на 40% сократятся площади, отведенные для парковки, а освобожденные места можно преобразовать в новые городские пространства. Новая инфраструктура поможет преодолеть индивидуалистические тенденции и то зло, которое ассоциируется с городом: тогда город превратится в замкнутую систему, которая будет сама себя укреплять.
Обо всех событиях форума читайте в онлайн-трансляции
Автопром как проводник новой мобильности
Татьяна Редько, заместитель генерального директора, ЗАО «Рено Россия».
Если смотреть на историю городской мобильности ретроспективно, то в XX веке, после того как в 1908 году был начат серийный выпуск Ford T, автомобиль был королем. Он отвечал новому запросу на формирование транспортной инфраструктуры и менял облик города. К концу XX века были достигнуты антирекорды, когда 30% городских территорий выделялось на парковки, еще 30% на развязки.
Исследования ряда автомобильных концернов показывают, что многие горожане (60%) готовы делить свой автомобиль за деньги, в том время как 3-4 года ключи от автомобиля были «высшим проявлением доверия».
По высказываю французского экономиста и апологета глобалистики Жака Аттали — глобализация порождает создание новой кочевой элиты, которая будет перемещаться между мегаполисами, автопром же станет проводником новой мобильности. В частности, получит новое развитие каршэринг. Автомобиль будет синхронизирован со смартфоном, управление станет автономным — без водителя.