К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Рост тарифов «Платона»: удар по малому бизнесу или стимул выйти из тени

Фото Alexander Demianchuk / TASS
Фото Alexander Demianchuk / TASS
Протесты дальнобойщиков не смогли предотвратить индексацию тарифов — с 15 апреля они увеличились на 25%. Малому бизнесу придется платить или уходить из сферы грузоперевозок

Накануне введения системы «Платон» перевозчики разделились на тех, кто готовился к началу уплаты нового налога, и на тех, кто не верил, что это произойдет именно в обозначенные сроки. Нужно было сделать тестовый период, это позволило бы избежать проблем, с которыми столкнулись как перевозчики, так и сама платежная система. Но случилось то, что случилось.

Транспондеров на всех желающих не хватало, в системе были постоянные сбои. Часть транспорта остановилась. С рынка перевозок ушли те, кто был не готов работать в данных условиях. Кто-то продолжал работать, не зарегистрировавшись в системе, и получал штрафы, после чего также остановил деятельность. Две недели после введения «Платона» были ужасными — резко почувствовался дефицит транспорта. Рынок испытал серьезный шок. Тарифы на грузоперевозки поползли вверх, на рынке была полная неразбериха. Но постепенно все начало стабилизироваться. Часть перевозчиков решила окончательно уйти из бизнеса. В первую очередь это коснулось владельцев небольшого числа грузовиков.

Как «Платон» ударил по малому бизнесу

 

Малый бизнес оказался не готов к новым условиям работы на рынке транспортных услуг. Основной сложностью тут стало большее вложение собственных средств. Техника сама по себе стоит не малых денег. Многие покупают автомобили в кредит или берут в лизинг.

Так еще и система «Платон» требует вложений. Ее можно сравнить с предоплатным тарифом на мобильную связь — положи средства на счет и трать на проезд по дорогам. Больше ездишь — больше платишь. Но при этом перевозчик получит заработанные средства от клиента не сразу, а по истечении определенного времени. Заказчики все больше стремятся увеличить срок оплаты, и эта тенденция только набирает обороты. Предположим, что перевозчик получит заработанные средства только через 30 дней. За это время он может сделать, допустим, три рейса Москва — Новосибирск и обратно, что составит более 21 000 км, только на систему «Платон» он должен потратить более 30 000 рублей. Кроме того, автомобиль надо заправлять, и топливо не дешевеет, налоги никто не отменял. А если лизинг? Но ведь при этом еще и заработать надо. Для малого бизнеса это очень серьезная финансовая нагрузка.

 

Уклонение от налогов

Все это усугубляется тем, что на рынке в большой степени присутствуют «серые» схемы, из-за чего цены на перевозки реально занижены. Это не позволяет «белым» транспортным компаниям зарабатывать. «Платон» выявил тех, кто не желает платить не только за саму систему, но, скорее всего, не желает платить налоги в принципе. Мы очень долго жили в таких условиях, и многие клиенты также привыкли к демпингу цен. Пройдет еще немало времени, прежде чем можно будет сказать, что ситуация стабилизировалось. Все участники рынка должны адаптироваться.

Многое еще должно предпринять правительство для вывода сектора перевозок из тени. Но при этом надо действовать осторожно. В частности, следует давать послабления, скидки и бонусы тем, кто добросовестно выполняет все обязательства.

 

Важно сделать прозрачной реализацию собранных «Платоном» средств. Здесь интересно будет понаблюдать, как будет развиваться инициатива по участию перевозчиков в формировании «карты убитых дорог». В основе проекта благая идея, важно правильно и грамотно это реализовать.

Рост тарифов

После введения системы «Платон» стало ясно, что никакие протесты не помогут предотвратить индексацию тарифов через какое-то время. Очередное повышение тарифов с 15 апреля не отразится на работе транспортных компаний. Нагрузка, конечно же, увеличится, но это не критично на данном этапе. С «Платоном» можно жить.

Недовольные системой водители грузовиков выходят бастовать — только в марте прошли акции протеста в 21 городе. После этого власти решили проверить эффективность работы системы. Проверка обоснованности тарифов — это хорошо, но гораздо важнее для властей услышать участников отрасли.

Чего сейчас требуют дальнобойщики? Повышение тарифа их не особо интересует, они против самой системы. Даже если представить сейчас, что «Платон» отменили, станет ли им проще жить? Отрасль вздохнет с облегчением? Сомневаюсь. Проблем в сфере перевозок много, и единовременно их не решить.

 

Необходимо продумать систему скидок и налоговых льгот для малого бизнеса, работающего в сфере перевозок по стране. Скидки для пользователей системы «Платон» уже рассматриваются в правительстве. Надеюсь, что от разговоров удастся перейти к делам.

Следует разработать и начать реализовывать меры по разоблачению «серых» схем в транспортной сфере. Нужны понятные системы контроля за расходованием средств, собранных в системе «Платон» и направленных на ремонт и обустройство дорог в регионах. Если отрасль увидит конкретный результат от введения дополнительных платежей, то и возмущение пойдет на убыль.

Хочется верить, что все нововведения в итоге приведут транспортную отрасль в порядок, и это позволит участникам рынка не выживать, а зарабатывать.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+