Секция «Газ природный» на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) появилась в 2014 году. Цель — создание полноценного газового рынка с участием нескольких контрагентов и последующего формирования справедливой цены на природный газ. Однако, к сожалению, в настоящее время конкуренция между участниками биржевых торгов газом в классическом понимании отсутствует.
Существует борьба за выгодную цену, но не за сам товар, так как поставщики продают на торговой площадке столько газа, сколько считают нужным, и по той цене, по которой считают нужным. На торгах в ноябре 2016 года — январе 2017 года почти весь объем биржевого газа предложил «Газпром», поэтому он фактически решал, по какой цене и сколько продавать.
Конкуренция требует участия в торгах значительного количества продавцов и покупателей, но на СПбМТСБ сейчас присутствует только пять поставщиков, причем доминирует «Газпром», а среди покупателей — лишь крупные энергетические компании, несколько производственных предприятий, три-пять брокеров и региональные сбытовые предприятия «Газпром межрегионгаза» (которые также доминируют и среди покупателей, приобретая 50-60% всего объема проданного газа) — и это все. Число, состав и структура участников торгов газом на СПбМТСБ не меняется уже год. Это пока не рынок, а только разминка, промежуточный этап на пути создания нормальных рыночных отношений. Но с момента запусков биржевых торгов газом уже прошло два года, наступило время двигаться дальше.
Что же необходимо сделать, чтобы биржа стала эффективным, пользующимся доверием участников отрасли инструментом торговли на рынке природного газа? Участники торгов должны понимать, какие объемы выставляются на биржу, предложение газа — формироваться в соответствии с принципами регулярности и равномерности. Необходимо также развитие конкуренции между поставщиками, число которых должно составлять хотя бы 10-15, а для этого нужно по меньшей мере предоставить всем компаниям возможность перепродавать купленный, но не потребленный газ, на биржевых торгах. В то же время продавцы должны понимать, что покупателям газа гарантирован равный доступ к биржевой инфраструктуре. Кроме того, нужно допустить всех независимых производителей газа к газотранспортной системе (ГТС).
В целом, достаточно скопировать систему работы биржевой торговли нефтепродуктами, которая когда-то создавалась административными методами, но сейчас стала бенчмарком для участников отрасли. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) небезосновательно утверждает, что рынок нефтепродуктов является самым конкурентным, по сравнению с рынками угля, электроэнергии и газа. Фактически, топливо — единственный ликвидный товар, который сейчас свободно торгуется на бирже.
Биржа — это инструмент формирования справедливой цены, которая может служить индикатором для участников рынка. Но биржа не нужна, если нет рынка с широким кругом продавцов и покупателей, с возможностью свободного заключения прямых договоров о поставке газа, с понятными правилами, со сложившейся инфраструктурой. Соответственно никому не нужна и биржевая цена, которую нельзя приложить к реальной торговой практике. На сегодняшний день любой производитель заинтересован в эксклюзивно высокой цене на газ, а потребитель, наоборот, хочет получить эксклюзивно низкую цену, при этом ни тот, ни другой по понятным причинам не стремятся ее раскрывать.
Открытый биржевой индикатор востребован на развитом рынке, участники которого хеджируют риски, используют формульное ценообразование в контрактах, пытаются обосновать свои позиции в прямом коммерческом споре. Биржевая цена нужна торговым компаниям, спекулянтам, которых сейчас нет в сфере торговли газом в России.
Следующим шагом после запуска биржевой торговли должна стать либерализация рынка газа, которую объявило правительство.
В настоящее время ФАС реализует пилотный проект по переходу на свободное ценообразование в нескольких регионах Западной Сибири, что является абсолютно правильным решением. Удачно выбраны место и время, а также способ реализации этого проекта. Регионы, близкие к местам добычи, обладают существенным потенциалом снижения рыночной стоимости газа при переходе на свободное ценообразование. Это обусловлено тем, что себестоимость поставки газа потребителям в Западной Сибири ниже установленного тарифа. Если либерализовать рынок газа в западных регионах страны, то цена гарантированно вырастет.
Как и на других рынках товарно-сырьевой биржи, на рынке природного газа действуют брокерские услуги. Крупнейшие брокеры включились в проект биржевой торговли газом, рассчитывая на движение в сторону рынка. Ожидалось, что будет увеличиваться количество базисов торговли, что на биржу допустят широкий круг независимых производителей, и что оператор ГТС будет обеспечивать транспортировку газа для всех поставщиков. Однако эти надежды не оправдались в полной мере. Без фундаментальных условий для формирования рынка реализация проекта биржевой торговли газом замедлилась, началась стагнация.
В начале лета 2016 года региональные сбытовые предприятия «Газпром межрегионгаза» начали активно участвовать в торгах как брокеры, возвращая тем самым, уже через биржу, своих потребителей, которые до этого успешно начали покупать биржевой газ у других поставщиков. С этого момента работа брокеров на рынке газа стала бессмысленной, так как клиенты, которых им удалось привлечь к работе с биржей (а это была непростая задача), вернулись к прежнему продавцу. Коммерческая активность биржевых брокеров по природному газу свелась к тому, что они начали переводить потребителей газа с прямого контракта с «Газпромом» на биржевой контракт, с тем же «Газпромом».
В итоге большинство покупателей работает с брокером один-три месяца, а затем уходит к сбытовому подразделению «Газпром межрегионгаза», который «переманивает» их. 90% потребителей, которых брокер за все время участия в торгах газом на СПбМТСБ вывел на биржу, забрал «Газпром». Часто получалось так, что региональное подразделение «Газпром межрегионгаза» регистрировалось на биржевых торгах газом, только для того, чтобы забрать клиента у брокера.
Отмечу, что услугами брокеров для покупки газа на бирже, пользуются предприятия, относящиеся к средней категории по объему потребления газа. Это компании агропромышленного комплекса, например, птицефабрики, тепличные хозяйства, промышленность — стекольные или машиностроительные заводы. Их расходы на газ достаточно велики, чтобы почувствовать экономию от покупки биржевого газа, но в то же время они не готовы брать на себя издержки по созданию отдельной структуры, непосредственно занимающейся участием в торгах. Дочерние предприятия «Газпром межрегионгаза» предлагают таким потребителям (уже в структуре биржи) более выгодные условия договора. Например, они могут себе позволить не штрафовать клиента за невыбранный объем газа, тогда как у брокера такой возможности нет, поскольку сам брокер покупает биржевой газ у «Газпрома» на жестких условиях, предусматривающих штрафные санкции за невыбранный газ. Если клиент брокера не потребляет весь закупленный газ, то приходится брать штраф на себя, либо выставлять его потребителю. Кроме того, иногда «Газпром», являясь собственником газотранспортной системы, не подтверждает техническую возможность поставки газа для клиента брокера на бирже. Фактически «Газпром» просто закрывает брокеру кран.
Потребитель, конечно, выигрывает в этой ситуации, потому что он получает новый механизм приобретения газа, похожий на рыночный. «Газпром» начинает вести с ним переговоры, относится к нему более уважительно, чем во времена «чистой» монополии, то есть, как к клиенту, которого нужно удержать.
На самом деле «Газпром» ведет себя предсказуемо: он защищает свои позиции на рынке от торговых компаний, появившихся между ним и потребителем, с которым у него налажено многолетнее сотрудничество, есть долгосрочные контракты. Но ведь торги газом ведутся на бирже уже два года — за это время можно было урегулировать многие вопросы.
СПбМТСБ со своей стороны делает сегодня все от нее зависящее для формирования биржевого рынка природного газа. Однако процессу создания рабочих рыночных механизмов мешает фактическая монополия «Газпрома».
Можно было бы дать небольшим независимым производителям свободный доступ к ГТС. Сейчас все они продают добываемый газ, попутный или природный, «Газпрому» с существенной скидкой к регулируемому тарифу. Эти малые нефтегазовые предприятия обеспечат конкуренцию, если их пустить на биржу, но для этого нужно «отвязать» условие доступа к трубопроводной системе от необходимости заключать контракт с «Газпромом». Есть регионы в европейской части России, куда нерентабельно транспортировать газ из Ямало-Ненецкого автономного округа, зато там есть свои местные производители — для них просто нужно создать базис поставки на бирже.
В свою очередь ФАС настаивает на необходимости разделять виды деятельности участников рынка на добычу, транспортировку и реализацию. Этот принцип можно применить и к «Газпрому». Возможно, стоит отделить от «Газпрома» подразделения, занимающиеся транспортировкой или реализацией газа. Сейчас дочерние предприятия «Газпром межрегионгаза», которые принадлежат владельцу ресурса, являются лишь каналом продвижения товара, а не полноценными участниками оптового рынка.
Возьмем для примера (как наиболее релевантные) итоги торгов природным газом с поставкой на месяц вперед, на декабрь 2016 года.
В январе 2017 года, показатель конкурентоспособности биржевого рынка природного газа несколько улучшился благодаря значительному увеличению доли «НОВАТЭК» с общим объемом сделок 565,0169 млн рублей или 15% (против 0,5% в декабре), и сохранению позиций независимой структуры ООО «Нефтяная компания Янгпур» со сделками на общую сумму 14,9124 млн рублей или 0,4% от общего объема договоров, соответственно (Рис. 3). Тем не менее, для формирования полноценного рынка как принципа взаимодействия на торгах в отношениях между покупателем и продавцом этого недостаточно. Главный игрок, монополист по-прежнему выводит на торги столько продукта, сколько считает нужным, и по такому же принципу устанавливает цены. Два других поставщика газа следуют за ним, исполняя функцию массовки.
Располагая правом устанавливать биржевые цены по собственному усмотрению, «Газпром» «выдавливает» потенциальных покупателей из биржевого оборота. Цены сделок на Надыме, самом активном из трех других базисов, повышены монополистом относительно ноября прошлого года на 7%. И это при том, что тарифная сетка не индексировалась, оставаясь неизменной с июля прошлого года. Экономическая эффективность закупок газа на бирже против тарифов ФСТ привлекала новых клиентов, но за полгода снизилась с 10% до 2%, что, по мнению участников биржи, не окупает проблем, связанных с отказом от прямых договоров с региональными дочками монополиста.
В том состоянии, в котором пребывает структура газовой отрасли страны, биржевая торговля газом в части формирования рыночных индикаторов перспективы не имеет. Для продвижения в рыночном направлении следует создавать рыночную среду, вычленяя из «Газпрома» последовательно сбыт, транспорт, хранение. Но на такой шаг правительство в нынешней ситуации вряд ли согласится. Слишком высоки и непредсказуемы риски получить в итоге развалины отрасли в угоду рыночной среде.
Для нормальной работы рыночных механизмов на биржевом рынке природного газа необходима слаженная работа нескольких равноправных компаний-производителей и поставщиков газа, а также сырьевых брокеров. Брокеры и трейдеры активно участвуют в торгах природным газом на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже, обеспечивая многим конечным потребителям доступ к альтернативному источнику поставок топлива.
Покупка газа на бирже с помощью брокерской компании удобна конечному потребителю, так как крупная брокерская компания располагает большим штатом трейдеров. Эти специалисты взаимозаменяемы, у них налажен обмен опытом, есть крепкая профессиональная хватка и стальные нервы, что дает серьезное преимущество в торговой практике. Кроме того, брокер оснащен необходимой технологической инфраструктурой, имеет отделы, обеспечивающие документооборот и юридическую поддержку.
У промышленного предприятия, периодически закупающего сравнительно небольшие объемы газа, таких специалистов и инфраструктуры просто нет, их содержание слишком дорого и экономически необоснованно.
В результате получается, что крупная брокерская компания способна оказать целый комплекс услуг по закупке товаров на бирже, обеспечивая взаимоотношения со всеми участниками торгов. Кроме того, брокер помогает решить проблемы, возникающие у потребителей в отношениях с региональными поставщиками газа и газораспределительными организациями. Именно набор всех этих сервисов, преимуществ, условий и привлекает клиентов.