Русский нефтяной фьючерс URALS: поставочный или постановочный?
Два полных месяца прошло с тех пор, как 29 ноября 2016 года в торжественной обстановке руководители Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) и приглашенные статусные гости дали старт торгам фьючерсами на российскую нефть марки URALS. Фьючерсы не простые, а поставочные. Это дает право (и обязанность) участнику торгов, выкупившему 720 контрактов, что эквивалентно танкерной партии нефти в количестве 100 000 т, выгрузить этот объем из балтийского порта Приморск в экспортном направлении. С целью привлечения к сделкам международных трейдеров, в регламент биржи после разрешения, выданного Центробанком и одобрения Госдумой, внесены поправки, допускающие к торгам нерезидентов страны.
Введение фьючерсных торгов нефтью не является самоцелью, а лишь только первой ступенью в решении сверхзадачи, поставленной руководителями страны перед регуляторами рынка, а именно придать российской нефти URALS статус эталонного сорта (маркера, бенчмарка) с целью перейти в будущем на торговлю нефтью в российской валюте. И расклад на мировом рынке нефти благоприятен для URALS.
Прежде всего, основной эталонный сорт нефти BRENT, относительно которого формируются цены 40% всех мировых сортов нефти, начал сдавать позиции из-за сокращения добычи в Северном море (ниже 0,5 млн барр./сут.), что снижает репрезентативность как самого ценового эталона, так и привязанных к нему других сортов нефти. Из последних новостей на эту тему: компания Shell готовит к консервации из-за снижения продуктивности месторождения три нефтяные платформы в Северном море.
Российская нефть URALS обеспечена надежной ресурсной базой на длительный срок, стабильным качеством, развитой экспортной трубопроводной сетью, инфраструктурой на Балтике, что подтверждается надежностью поставок по долгосрочным контрактам на рынки Северо-Западной Европы с потоком около 2 млн барр./сут. Для обретения российской нефтью статуса ценового эталона не хватает лишь одного – рыночного характера ценообразования. Фьючерсный проект на URALS и должен закрыть этот пробел, а именно: создать индекс справедливой и открытой цены «на основе спроса и предложения от большого числа участников, объединенных на единой площадке», как это провозглашает сама биржа.
Однако, судя по итогам торгов фьючерсом в первые два месяца, биржа выбрала ошибочную тактику, назначив слишком высокий барьер для входа на торги. Согласно регламенту биржи, величина лота (минимальный объем контракта) назначена в количестве 1000 баррелей. Для входа на торги с таким тяжелым лотом необходимо внести депозитную маржу (гарантийное обеспечение сделки) в размере около 400 000 рублей.
И этот фактор отсек великое множество мелких свободных игроков, собственно и придающих ликвидность рынку.
В нашем случае за два месяца едва набралось всего 10 участников, четверо из которых засветились лишь для статуса на запуске проекта, а остальные шесть – это финансово-инвестиционные компании, они же брокеры, они же маркетмейкеры, призванные поддерживать котировки и ликвидность в «стакане». Что касается ВИНК, то в торжественном пуске приняли формальное участие только две компании – «Роснефть» и «Газпром нефть».
За два месяца торгов по двум контрактам – мартовскому (U37) и апрельскому (U47) совершена 241 сделка с оборотом 5,215 млрд рублей. При этом явно прослеживается искусственность сделок. Ежедневно торги завершались с двумя, максимум с тремя открытыми позициями, а это означает, что все сделки с фьючерсами внутри торгового дня «схлопывались» без намерения выйти на физическую поставку нефти. Нет и привычных на срочном рынке «хеджеров» – компаний, страхующих риски волатильности цен в сделках с реальной нефтью. А четырехкратный всплеск оборота торгов в январе относительно декабря похож на спектакль, призванный придать секции нефтяных фьючерсов внешне показную позитивность. И в этом мы усматриваем прокол организаторов торгов. Ведь за проектом следят сотни наблюдателей из числа нефтедобывающих стран, по сути конкурентов URALS. Давать (недоброжелателям) повод усомнится в качестве проекта на его старте – большая ошибка.
Естественно, в таком игровом варианте не следует говорить о рыночном формировании цены на российскую нефть. Маркетмейкер поддерживал в «стакане» двусторонние котировки в соответствие с динамикой рынка BRENT по торгам на соседней Московской бирже, дисконтируя их на величину примерно 3 доллара. Вот и весь рынок. На диаграмме представлено поведение цены барреля BRENT на международной бирже ICE и цены барреля URALS на бирже СПбМТСБ. Найти различия не удалось.
Для понимания масштабов, которые СПбМТСБ могла бы привлечь к торгам, стоит взглянуть на «родственный» рынок фьючерсов на нефть марки BRENT Московской биржи, где величина лота установлена в 10 баррелей, а биржевой сбор за регистрацию сделки и исполнение контракта ограничен несколькими рублями.
Количество сделок по одному контракту BR-2.17 (фьючерс на марку BRENT с датой исполнения 1 февраля 2017 года) на Московской бирже измеряется миллионами, точнее 2,5 млн сделок, а торговый оборот за два месяца только по одному инструменту составил чуть более 1 млрд рублей.
Огромное количество мелких игроков создают ликвидность инструменту. Именно они, вбирая в себя всю информацию с параллельных рынков, с информационных лент, из конфиденциальных источников, создают ту почву, на которой и вырастает доверие к нему. А десяток – другой, пусть даже суперпрофессионалов из числа нефтяных или инвестиционных гигантов, неспособны выполнить такой объем работ. Если оставить все как есть, задача создать собственный маркер не будет выполнена. BRENT так и останется эталоном, а URALS – его тенью.
Тем не менее дело поправимое. Главное, создан механизм и отработана технология торгов нефтяными фьючерсами, а снизить вес лота до 10 баррелей и ниже лишь технический вопрос. Собеседники, знакомые с проблемой, сообщают в кулуарах, что такая возможность создать секцию торгов с облегченным лотом уже обсуждается.
К торгам тем временем подтягиваются тяжеловесы. По сообщению биржи, в качестве члена биржи зарегистрирована новая, но известная компания-нерезидент с говорящим названием «РОСНЕФТЬ ТРЕЙДИНГ С.А.» (ROSNEFT TRADING S.A.). Будем ждать хороших новостей.